14-15 апреля в КПК пройдёт XXIII Межрегиональная студенческая конференция

14-15 апреля в Канском технологическом колледже пройдёт XXIII Межрегиональная студенческая конференция.

«Цифровая трансформация экономики: новые возможности и новые вызовы» – такова главная тема Конференции этого года. В программе планируется работа по следующим направлениям:

◆ «Применение цифровых технологий в реальном производстве»:
◆ «Цифровая экономика и логистика»:
◆ «Современные технологии в развитии информационного общества»:
◆ «Индивидуальные проекты: первые шаги в науку».

Уже на протяжении 22 лет студенты колледжей и техникумов, увлеченные наукой, съезжаются в Канск, чтобы представить результаты своих исследовательских и проектных работ, которые отличаются практической направленностью, материалами о связи науки с производством, с будущей профессиональной деятельностью. Здесь молодёжь приобретает бесценный опыт профессионального общения, обсуждает проблемы, дискутирует и знакомится с новыми идеями и концепциями.

За все годы своего существования в Конференции, организованной Канским технологическим колледжем, приняли участие более 2500 студентов с Красноярского края, Алтая, Приморского края, Бурятии, Хакассии, Кемеровской области, Москвы, Казахстана, Белоруссии. Кроме студентов, в работе Конференции участвуют педагогические работники средних профессиональных и высших образовательных учреждений, ведущие специалисты предприятий, организаций на правах консультантов, членов экспертного совета.

Канский технологический колледж приглашает студентов, преподавателей к участию в Конференции! Оно бесплатное, но необходимо до 7 апреля 14:00 (по московскому времени) подать заявку на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Тема письма «Конференция».

► Положение XXIII Межрегиональной студенческой конференции найдёте по этой ссылке

Прием заявок на Фестиваль «Территория творчества – 2022» открыт!



На старт! Внимание! Прием заявок на Фестиваль «Территория творчества – 2022» объявляем открытым!
 
Ежегодно на протяжении многих лет Центр развития профессионального образования организует и проводит Фестиваль для креативных студентов техникумов и колледжей Красноярского края «Территория творчества».
 
Фестиваль – это пространство для самореализации и проявления истинных ценностей молодёжи, обучающейся в учреждениях среднего профессионального образования. А ещё это отличная возможность заявить о себе, о своих талантах и получить поддержку широкой общественности.
 
В этом году Фестиваль включает в себя 5 конкурсов:
◆ Спортивно-патриотический квест «СпортУм»
◆ Конкурс начинающих модельеров и дизайнеров «На стиле»
◆ Смотр-конкурс «Твой выход»
◆ Конкурс социального предпринимательства «Добрые сердца»
Конкурс ремесленного и технического мастерства «#неРЕАЛЬНО»

Ознакомиться с положением и порядком проведения мероприятий Фестиваля можно по этой ссылке.

Ждём с нетерпением ваших заявок!

С 22 по 27 апреля в Красноярске пройдут XXI Молодежные Дельфийские игры



С 22 по 27 апреля Красноярск станет столицей  XXI Молодежных Дельфийских игр России


Дельфийские игры России – ежегодные комплексные соревнования для выявления и поддержки творчески одаренных детей и молодежи страны. Этакие Олимпийские игры в творческой сфере. В этом году в состязаниях примут участие около 2 600 юношей и девушек в возрасте от 10 до 25 лет.

Конкурсная и фестивальная программа Дельфийских игр-2022 включает соревнования по 34 дисциплинам, среди которых как уже традиционные «Фортепиано», «Театр», «Дизайн одежды», «Защита персональных данных», «Тележурналистика», так и новые номинации, как «Эпидемиология и биоинформатика».

В Красноярске будет разыграно 106 комплектов наград – это рекордное количество для Игр. Для проведения мероприятия будут задействованы площадки краевых учреждений культуры, образования и молодежной политики, а также СФУ и Института искусств имени Д.А. Хворостовского. 

Церемония открытия состоится 23 апреля в «Кристалл арене». Гостей торжества ждет масштабный шоу-концерт с использованием мультимедийных технологий об истории Дельфийских игр и культуре Красноярского края. Запланированы и интерактивные номера с вовлечением зрителей в программу.

Для проведения конкурсных мероприятий в Красноярске будут задействованы площадки краевых учреждений культуры, образования и молодежной политики, а также Сибирского федерального университета и Института искусств имени Д.А. Хворостовского.

► Подробнее о Дельфийских играх читайте в официальной группе в ВК
 

C Днём работников геологии!



День геолога – профессиональный праздник работников геологии – отмечается в России в первое воскресенье апреля. В этом году это 3 апреля.


Календарь сообщает нам, что в торжествах по такому случаю участвуют геологи, гидрогеологи, геоэкологи, инженеры-геологи, геофизики, геохимики, маркшейдеры, проходчики шахт, геоморфологи, геомеханики, взрывники, студенты, выпускники и преподаватели горных специальностей вузов и ссузов.

Праздник был в своё время учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР (в 1966 году) и «закреплён» Указом Президента РФ в 2013-ом. Поводом для праздника послужило открытие в начале 1966 года нефтегазоносного района Западной Сибири, а его инициаторами выступила группа геологов во главе с академиком Яншиным. День геолога как бы предшествует подготовке к экспедициям и летним полевым работам, чрезвычайно важным для этой отрасли.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования Красноярского края специалистов для геологии готовят в первую очередь в Техникуме горных разработок имени В.П. Астафьева. Он расположен в посёлке Ирша Рыбинского района и непосредственно связан с угледобывающей отраслью, чрезвычайно важной для краевой экономики. Здесь обучают горных техников-технологов по специальности «Открытые горные работы» и горных техников-маркшейдеров по специальности «Маркшейдерское дело» (на базе 9 классов). В Агинском филиале техникума горных разработок (расположенного в Саянском районе, село Агинское) этим профессиям обучают заочно, но уже на базе 11 классов.

Не могла остаться в стороне от этого весомого для страны праздника и столица нашего региона. В частности, в Красноярском монтажном колледже готовят техников-технологов по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

От всей души поздравляем всех причастных к геологии с профессиональным праздником! Пусть всё у вас получится!
 

ККСУиП и Торгово-промышленная палата подписали соглашение о сотрудничестве



31 марта 
Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства и Центрально-Сибирской торгово-промышленная палата подписали соглашение о сотрудничестве.

Предметом соглашения стало установление долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества сторон, направленного на развитие совместных проектов, совершенствование методического обучения и организации работы в сфере услуг и потребительского рынка для достижения общих целей, направленных на повышение качества выполнения поставленных задач.

Сотрудничество будет осуществляться, в частности, по таким направлениям как развитие предпринимательской деятельности, сервисного обслуживания, туризма, гостиничного дела, программ доступной среды, обучающей деятельности, взаимодействие в рамках работы отделения Международного коммерческого арбитражного суда на базе Союза «ЦС ТПП».

Эксперты обсудили перспективы развития в крае ювелирной индустрии



Станет ли Красноярск ювелирной столицей Сибири?


На этот вопрос вчера, 31 марта, попробовали ответить представители краевой власти, ювелирного бизнеса, культуры и образовательных учреждений среднего и высшего звена. Круглый стол на тему развития компетенции «Ювелирное дело» в Красноярском крае прошёл на базе Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства в рамках деловой программы итоговых соревнований, приравненных к финалу Х Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia).

Во время дискуссии участники выяснили, какие компетенции востребованы сегодня ювелирными предприятиями и выделили основные векторы развития креативных индустрий Сибирского региона. Все эксперты пришли к единому мнению о том, что для будущей ювелирной столицы Сибири необходима яркая изюминка, идея, оформленная в серьёзный проект, разработка как массового сегмента ювелирных изделий, так и штучных, авторских изделий, которые будут достойны попадания в музейные фонды и частные коллекции, а также немаловажным направлением должно стать формирование некого культурного пласта населения, понимающего ценность ювелирного дела и ювелирного искусства.

В завершении круглого стола Сибирский федеральный университет совместно с партнёрами взял на себя инициативу создания АНО «Ювелирный центр», который станет связующим звеном между ювелирными компаниями, госструктурой, образованием и культурой.

30 марта руководители ПОУ обсудили участие краевой системы СПО в федеральном рейтинге



30 марта в 
Красноярском колледже отраслевых технологий и предпринимательства прошло совещание с руководителями образовательных организаций и филиалов, реализующих программы среднего профессионального образования на территории Красноярского края.

Главной темой совещания стала оценка СПО Красноярского края по итогам федерального рейтинга. Заместитель министра образования Ольга Никитина и начальник отдела профобразования министерства Людмила Казакова призвали руководителей учреждений к консолидации усилий для того, чтобы наш край вошел 10-ку лучших регионов страны по качеству среднего профессионального образования.

Для достижения лучших показателей экспертами были предложены следующие меры:

√ организация работы по трудоустройству выпускников в 2022 году;
√ внедрение автоматизированных информационных систем (АИС) во все учреждения краевой системы СПО для выстраивания аналитики на основе большого объема данных, прозрачности деятельности учреждений и быстрого принятия решений;
√ внедрении демонстрационного экзамена как инструмента независимой оценки качества профобразования;
√ участие края в чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и «Абилимпикс».

Процедура получения статуса центра проведения демонстрационного экзамена временно упрощена



Агентство Ворлдскиллс Россия сообщает о временных мерах по упрощению процедуры получения статуса центра проведения демонстрационного экзамена в части требований к материально-техническому оснащению площадок по 196 компетенциям.


► Образовательные организации в процессе обучения и проведения демонстрационного экзамена могут использовать доступное для них оборудование, даже если оно не полностью соответствует стандартам Агентства, но полностью обеспечивает выполнение обучающимися заданий демонстрационного экзамена.

► Количество расходных материалов может быть сокращено, а в целях минимизации расходов и работ, связанных с бумажным документооборотом во время проведения демонстрационного экзамена, экзаменационные задания в электронном виде могут быть переданы каждому участнику любым возможным способом.

Подробности читайте по этой ссылке.

Стартовал приём заявок на открытие корпоративных центров по рационализации



С 28 марта Агентство Ворлдскиллс Россия совместно с Минэкономразвития объявило о начале заявочной кампании на открытие корпоративных центров по рационализации двух видов – Точек рационализаторства и Точек кипения Hi-Tech. Это пространства, где сотрудники и руководство предприятия могут собраться, чтобы найти пути улучшения работы компании. Площадки позволяют массово вовлекать работников в новую производственную культуру через рационализаторство, изобретательство и инновации.


Заявку на открытие Точки могут подать предприятия – участники национального проекта «Производительность труда», который курирует первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Андрей Белоусов. Ознакомиться с условиями можно в специальном разделе на официальном сайте заявочной кампании Leader-ID. В 2022 году планируется открытие не менее 15 корпоративных центров по рационализации.

Подробности читайте по этой ссылке

Край принимает участников Отборочных соревнований Чемпионата Worldskills Russia

В регионе стартовали Отборочные соревнования X Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia). 

Открытие соревнований состоялось 28 марта в Красноярском техникуме промышленного сервиса. Ранее учреждение проводило подобные соревнования в рамках Сибирского федерального округа, а в этом году принимает студентов и школьников из 42 регионов России.

На торжественной церемонии выступили представители красноярских учреждений среднего профессионального образования (СПО). В режиме видеосвязи с напутственными словами к участникам обратился генеральный директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства» Worldskills Russia Роберт Уразов: 

«Сейчас смело можно сказать, вы — настоящие профессионалы своего дела. Вы уже стали лучшими в своих регионах, где показали эталонное владение мастерством. В ближайшие годы вам предстоит создавать новую российскую экономику. Продолжайте учиться, не бойтесь развиваться в профессиональном направлении, стремитесь к достижениям желаемых карьерных высот».

Гендиректор агентства отметил, что именно специалисты, обладающие высокими профессиональными навыками, станут одним из локомотивов развития экономики страны.

В 2022 году Красноярский край принимает Всероссийские отборочные соревнования по компетенциям «Преподавание музыки в школе», «Цифровое земледелие», «Водитель грузовика», «Ювелирное дело», «Управление локомотивом» и «Командная работа на производстве». Последняя компетенция, по словам заместителя директора Центра развития профессионального образования по развитию в крае движения Ворлдскиллс Россия Елены Шевчук, появилась сравнительно недавно. Первые состязания по командной работе на производстве прошли в 2019 году.  

Соревнования будут проходить в Красноярске с 28 марта по 10 апреля с 9:00 до 18:00. В них примут участие 145 конкурсантов, студентов и школьников, а также 130 экспертов. Победителей определят 10 апреля.

«Все соревнования, которые пройдут в крае, по статусу приравнены к Итогам года. Участники Отборочных соревнований Национального Чемпионата прошли региональный этап, став победителями», - отметила директор Центра развития профессионального образования Лидия Иванова.

По её мнению, Красноярский край впервые принимает команды из 42 регионов страны по уникальным компетенциям. «Например, специалист по компетенции «Командная работа на производстве» будет востребован по всей России, так как она предусматривает умение вести переговоры. Ещё 2 компетенции, «Преподавание музыки в школе» и «Цифровое земледелие», берут начало именно в Красноярском крае»,- подчеркнула Лидия Иванова.

Запись эфира с церемонии открытия 

С 28 марта в крае стартуют Отборочные соревнования X Национального чемпионата



Уже на следующей неделе, с 28 марта, наш Красноярский край станет принимающим регионом Отборочных соревнований финала X Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по 10 компетенциям:


● Преподавание музыки в школе
● Преподавание музыки в школе - юниоры
● Цифровое земледелие
● Водитель грузовика
● Ювелирное дело
● Ювелирное дело - юниоры
● Командная работа на производстве
● Командная работа на производстве - юниоры
● Управление локомотивом
● Управление локомотивом - юниоры

Ожидается, что в Отборочных на территории Красноярского края примут участие 145 конкурсантов (студенты и школьники из 42 регионов страны) и 130 экспертов. Все соревнования, которые пройдут в нашем регионе по статусу приравнены к Итогам года, поэтому победители будут определены уже 10 апреля.

Соревнования будут организованы на базе 6 профессиональных образовательных учреждений:
1. Красноярский педагогический колледж №1им. М. Горького
2. Уярский сельскохозяйственный техникум
3. Красноярский техникум транспорта и сервиса
4. Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства
5. Красноярский техникум промышленного сервиса
6. Красноярский многопрофильный техникум им. П.П. Астафьева

В Красноярском техникуме социальных технологий открыли новую мастерскую

23 марта в Красноярском техникуме социальных технологий  открылся центр проведения демонстрационного экзамена по компетенции «Кирпичная кладка»

На торжественном открытии присутствовали заместитель министра образования Красноярского края Ольга Никитина, заместитель руководителя администрации Ленинского района Анна Проничева, генеральный директор Ассоциации строителей «Сибирь» Александр Дунаевский, коммерческий директор ООО «Строительная керамика» Сергей Смирнов и другие гости. Они отметили значимость мастерской и для самого техникума, и для системы профобразования.

Ранее на этом месте было складское помещение, но, благодаря мастерам производственного обучения и студентам, обычная подсобка превратилась в современную мастерскую, где будут готовить специалистов кирпичной кладки для предприятий Красноярска и края.

«Хочу поблагодарить всех, кто участвовал в создании мастерской, кто вложил силы, время и знания в организацию центра», - сказала замминистра образования края Ольга Никитина.

Студенты же отметили оснащённость мастерской по современным стандартам WorldSkills и даже продемонстрировали гостям свои навыки.

Наряду со студентами техникума, в мастерской будут получать профессиональные навыки и демонстрировать их на экзаменах участники федерального проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». В текущем году Красноярский техникум социальных технологий вошёл в число образовательных центров этого проекта.

«Открытие центра по проведению демонстрационного экзамена — это первый шаг к реализации техникумом федерального проекта «Содействие занятости», который позволит готовить не только студентов, но и слушателей Федерального проекта « Содействие Занятости» по востребованным на рынке труда специальностям», - подчеркнула начальник отдела по развитию образовательных проектов Красноярского технологического техникума пищевой промышленности Анна Бояркина.

В ближайшее время в здании техникума откроют центр по проведению ещё одного демонстрационного экзамена – по компетенции «Облицовка плиткой».

С Днём работников культуры!



День работника культуры отмечается в России ежегодно 25 марта вот уже в течение 15 лет!


Весной 2007 года тогдашний российский министр культуры Александр Соколов отметил, что на региональном уровне, в нескольких субъектах Российской Федерации уже существуют дни работников культуры, проводимые вразнобой, и предложил придать празднику государственный статус. Летом того же года президент РФ Владимир Путин подписал указ о «Дне работника культуры» – профессиональном празднике деятелей культуры и искусства, людей творческих профессий, а также хранителей и популяризаторов культурного наследия.

В Красноярской системе среднего профессионального образования праздник сегодня отмечают преподаватели и студенты целого ряда учебных заведений.

Так, например, в Красноярском хореографическом колледже получают образование будущие танцоры, артисты и преподаватели балета, артисты и преподаватели ансамбля песни и танца, балетмейстеры-педагоги и хореографы. А в Красноярском колледже искусств имени П.И. Иванова-Радкевича можно обучаются актёры, концертмейстеры, артисты, преподаватели, руководители хоровых и эстрадных коллективов.

Музыкальный колледж Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского готовит музыкантов – исполнителей на музыкальных инструментах: фортепиано, оркестровых струнных инструментах; оркестровых духовых и ударных инструментах, инструментах народного оркестра, а также артистов-вокалистов, преподавателей академического пения. А Красноярский педагогический колледж №1 им М. Горького выпускает учителей музыки и музыкальных руководителей.

Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова готовит художников-живописцев станковой живописи, преподавателей живописи, а также дизайнеров в сфере культуры и искусства.

В Минусинском колледже культуры и искусства студенты приобретают такие важные для культуры компетенции, как: «Инструментальное исполнительство», «Музыкальное искусство эстрады», «Музыкальное звукооператорское мастерство», «Актерское искусство», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Сольное и хоровое народное пение», «Теория музыки», «Музыкальное образование», «Народное художественное творчество», «Социально-культурная деятельность», «Мировая художественная культура» и «Библиотековедение».

Мы, команда Центра развития профессионального образования, поздравляем всех будущих и нынешних работников культуры с профессиональным праздником и желаем ярких творческих успехов!

Андрей Бутенко о современных тенденциях в профессиональной подготовке



КЕМ БЫТЬ? 
КАКИМ БЫТЬ?

В прежние годы профессиональное образование в основном давало ответ на первый вопрос. Теперь всё важнее ответ на второй. О современных тенденциях в профессиональной подготовке редакции ИА «1-Line» рассказал доцент кафедры общей и социальной педагогики Сибирского федерального университета Андрей Бутенко.

Андрей Викторович, рынок труда в последние годы интенсивно меняется, а последние события в России вносят в него дополнительную неопределённость. Кого учить, чему учить и как учить, чтобы по завершении подготовки молодой специалист не остался без работы?

— Есть несколько тенденций, которые мало зависят от разного рода внутри- и внешнеполитических сюжетов, и они точно связаны с изменением профессионализма, которое происходит в XXI веке. Основной фактор, который приводит к резкому изменению старых воззрений на то, что же такое профессионал, и как его нужно готовить системе среднего профессионального образования – этот фактор связан с очень сильным сокращением жизненного цикла производственных технологий.

Жизненный цикл производственной технологии – это фактически время от её оформления, достаточно широкого массового использования, до момента, когда эта производственная технология оказывается вытеснена другой, более оптимальной. Яркий пример, непонятный сегодняшнему молодому поколению, но для среднего поколения это реальный пример – помните такие устройства как пейджеры? Цикл их существования составил 7-8 лет, после чего они были «съедены» системами СМС-сообщений и мобильной связью. Таких примеров – множество, и все они фиксируют средний возраст жизни таких технологий в 7-8 лет.

Вы имеете в виду полную смену производственных технологий или их модернизацию? Возьмём автомобильное производство: конвейер был и в начале ХХ века у Генри Форда, и сейчас – в начале XXI века… Хотя, конечно, они очень разные, но принцип один.

— Получается, название то же самое, принципы идентичные, а наполнение, которое касается разного рода профессиональных умений, навыков, компетенций, становится другим.

Т.е. сегодня рабочий на конвейере совсем не тот, которого изображал Чарли Чаплин?

— Абсолютно! Ровно потому, что, например, появились физиологически рассчитанные параметры того, как движется конвейер и как двигается рабочий – эргономика. Кроме того, современный рабочий на конвейере гайки крутит не простым ключом, а пневматическим или электрическим гайковёртом и т.п. В общем – масса вещей, например, цифровые «подсказки» работнику в очках дополненной реальности.

При этом конвейер, как «длинная технология» в качестве примера не очень показателен. Он, по сути, является супертехнологией, поскольку может быть реализован на самом разном материале в самых разных производствах. Как способ деятельности конвейер фактически приобрёл значение не просто технологии, а мета-технологии.

Я почему привёл пример пейджера и мобильной связи? У нас перед глазами прошли уже 4 разные технологии мобильной связи. В них использовались разные системы генерации сигнала, разные виды аппаратуры. Причём они друг от друга сильно отличаются. Каждое последующее поколение мобильной связи включало в себя предыдущее, как частный случай, но при этом к нему не сводилось. Первоначальной концепцией мобильной связи была передача звуков. А 4-е поколение мобильной связи, которым мы сейчас пользуемся, это передача информации. И концепция теперь другая. На смартфоне мы можем теперь посмотреть видео, получить, отредактировать и отправить текст и ещё многое другое…

Это примеры того, что жизненный цикл производственных технологий составляет в среднем 7-8 лет. Таким образом, сегодня перед профессиональным образованием стоит жёсткий вызов: высшее образование вообще не успевает за этой технологической сменой, а вот среднее профессиональное образование (СПО) ещё может как-то успеть.

Проблема заключается в том, что люди сегодня учатся тому виду деятельности, что «на коне». Но выучившись, у них для активного использования полученных навыков остаётся очень небольшой срок (после СПО – 3-4 года), когда они не нуждаются в серьёзном переобучении.

В результате у СПО появилась совершенно новая задача, которой точно не было в ХХ веке. Мало того, что человек должен освоить некоторый пакет конкретных производственных технологий, востребованных на рынке труда сегодня. Он ещё должен освоить некоторые компетенции, способы собственной организации, которые позволят ему вписаться в следующее поколение технологий. Потому что на протяжении трудовой жизни человеку придётся их раз 6 сменить.

Т.е. это некие компетенции, на которые за время трудовой деятельности человек будет «нанизывать» новые навыки?

— Да. И на сегодняшний день нет единого согласованного мнения, что это за такие специфические компетенции, умения и навыки, которым точно нужно учить, чтобы они пригодились в следующем такте. Есть их обобщённое название – «учись учиться». Ещё гипотеза, которая оформилась – это когда говорят про гибкие компетенции – soft skills. Другая группа специалистов говорит про «управление изменениями» или умение адаптироваться к изменениям.

Некоторые выделяют в качестве такой ресурсной компетенции эмоциональную компетентность. Дескать, она позволит человеку лучше справляться со стрессами, меньше затрачивать сил на переживание, больше переводить в позитив, лучше справляться с ситуациями своей локальной некомпетентности.

Сказать, какая из этих формулировок является безусловной истиной, сегодня мало кто может. Я просто перечислил наиболее популярные версии. Но это попытка ответа среднего профессионального и высшего образования на вопрос, чему же человека учить помимо чисто производственных технологий, знаний.

Как я понимаю, необходимость таких перемен сознают специалисты в сфере профессионального образования. А есть ли такое понимание или хотя бы движение к нему у работодателей? Ведь для них работник – это зачастую лишь «инструмент», который они хотят получить готовым к работе здесь и сейчас. А зачем «инструмент» учить психологии и т.п., тратить на это время и средства?

— Это очень важный вопрос. В условиях быстрых изменений работодатели неоднородны. Есть три основные варианта стратегий, которые они принимают. Первый вариант – когда работодатель делает ставку на инновации, хочет выиграть и приобрести конкурентное преимущество за счёт использования новейших технологий. Второй вариант – «преследователи». Они следят за тем, как идут дела у «инноваторов», и, оценив, какая технология для их собственного бизнеса оказывается наиболее экономически успешной, хватают её и реализуют. Это догоняющая стратегия. А есть ещё работодатели-скептики. Они считают, что новые технологии – это страшно рискованное дело и предпочитают надёжность проверенных временем решений. Эта третья группа, если и идёт на обновления, то только вынужденно, когда уже почти все вокруг изменились.

И вот в зависимости от выбранной стратегии у них разное отношение к профессиональному образованию и разные запросы к работникам. В России больше всего работодателей категории «преследователей». А вот инноваторов у нас мало.

Новое – это всегда риск…

— А у нас в стране хватает и других рисков… Но всё-таки примеры успешных инновационных производств у нас есть. Например, у России доминирующее положение на рынке искусственных сапфиров (более 40% мирового рынка). Никто в мире не выращивает искусственные сапфиры такой чистоты и такого размера, как у нас в России. Искусственные сапфиры используют в лазерной оптике, в микропроцессорах и т.п. Более 80% сапфировых подложек для микропроцессоров делают именно в России. Также искусственные сапфиры используют в производстве особо прочных, практически небьющихся стёкол для экранов дорогих гаджетов и часов класса «Премиум»...

Так что сильные инновационные компании у нас в стране есть. Но господствующей точкой зрения остаётся: «Инновации – это что-то далёкое и страшно рискованное».

«Догоняющих» предприятий в России немало, их где-то 40-50%. Процентов 30-35 – упёртых скептиков. И 10% активных инноваторов.

Как с такими разными «заказчиками» работать системе СПО?

- Для работы с «догоняющими» очень хорошо подходят соревнования WorldSkills Russia – «Молодые профессионалы». Они позволяют «догоняющим» увидеть в реальности современные технологии, которые демонстрируют молодые ребята, и на базе полученной информации принимать решения о внедрении этих технологий на своих предприятиях.

В качестве примера могу привести позапрошлый региональный чемпионат WorldSkills Russia. Там состоялся заочный поединок лучших мастеров ведущих строительных компаний Красноярска и молодых профессионалов WorldSkills Russia. На этом чемпионате многие работодатели впервые увидели, например, как можно аккуратно резать кирпич – не отбивать «на глаз» и ломать, а именно точно и аккуратно резать. Строители с большим опытом убедились, насколько эта современная технология удобна, технологична, насколько она сокращает расход стройматериалов и снижает вероятность травм работников. Но, пока они не увидели её своими глазами, они не относились к ней всерьёз.

Плюс – на демонстрационных соревнованиях в рамках того чемпионата некоторые молодые ребята при прочих равных условиях показали результаты лучшие, нежели у умудрённых опытом строителей-практиков.

Чемпионат «Молодые профессионалы» – это фактически демонстрационная площадка для вовлечения в процесс технологического обновления и учреждений профессионального образования, и работодателей. Это очень хороший механизм, который резко сокращает дистанцию между появлением хорошей производственной технологии и её массовым распространением.

Различаются не только работодатели. Отрасли хозяйства и, соответственно, направления профессиональной подготовки – тоже очень разные. Есть, которые развиваются и обновляются более динамично, а есть те, которые по определению достаточно консервативные. Одно дело – подготовка IT-специалиста и совсем другое – обучение кирпичной кладке или штукатурке… Мы ранее говорили о стратегических компетенциях-стержнях, на которые в дальнейшем работником периодически будут нанизываться те или иные практические навыки – эти «стержни» в зависимости от отрасли, для которой готовят специалиста, должны быть разными или они универсальны?

— Это сложный вопрос. Дело в том, что не только технологические, но и организационно-управленческие технологии в предприятиях и организациях тоже не остаются неизменными. Вы наверняка слышали про такие технологии организации и управления качеством как «бережливое производство» или «just in time», кайдзен и др.? Они тоже появляются раз в 6-7 лет. И в разных отраслях используют разные варианты технологий управления качеством. Эта отдельная составляющая, помимо чисто производственных технологий, тоже играет существенную роль в профессиональной подготовке. Поэтому, если говорить о том, что студенты получают в учреждениях профессионального образования, то они приобретают, помимо чисто производственных, компетенции участия в работе компании, в её организационно-управленческой системе. Сейчас, например, очень большой популярностью стала пользоваться организационно-управленческая технология Agile.

Эта вторая, не чисто производственная составляющая профессионального образования серьёзно зависит от отраслей. Agile больше используется в IT-отраслях и интеллектуалоёмких производствах. А «бережливое производство» более распространено в машиностроении, торговле, логистике…

А третья составляющая профессионального образования связана с тем, как человек может управлять собой, себя организовывать, как он может справляться со своими стрессами, работать в группе, выстраивать отношения с коллегами. Иногда эту группу компетенций и навыков называют «личными качествами» или «личными ресурсами». По большому счёту предполагается, что именно они могут помочь человеку переключаться с одной организационно-управленческой технологии на другую, с одной профессиональной области на другую.

Та схема, которую я сейчас обозначил, пока является наиболее общепринятой. В чём заключается сегодняшний ответ профессионального образования вызовам времени? Это попытка учесть в профессиональных программах возможность приобретения студентами вот этих трёх групп образовательных результатов. При этом механизмы соревнований WorldSkills Russia – Молодые профессионалы, связанные с демонстрационными экзаменами, они призваны с одной стороны заинтересовать студентов, создать вокруг повышения профессионализма общественно благоприятную атмосферу. А с другой стороны демонстрационный экзамен – это фактически введение в оценивание профессионального уровня, достигнутого студентом, системы, основанной уже на оценке не только профессиональных умений (как было прежде), но и профессиональных компетенций. Разница состоит в том, что в рамках демонстрационного экзамена оценивается, насколько человек может эффективно использовать разные профессиональные умения и компетенции для решения профессиональных задач. Изменение системы оценивания тоже призвано сделать выпускника более готовым к работе и конкурентоспособным на рынке труда. Этот процесс перемен в профобразовании непростой и достаточно долгий.

Эту новую систему оценивания нужно выстроить так, чтобы она позволяла оценивать разные типы образовательных результатов, чтобы она давала возможность выпускнику понимать свои реальные ресурсы и возможности. И чтобы она была понятной и прозрачной для работодателя. Чтоб не получалось так, что в профобразовании оценивают одно, а работодатель спрашивает совсем другое. Вокруг вот этого сейчас в профессиональном образовании основные сюжеты и складываются.

Именно в такой меняющейся системе профессионального образования, которая подстраивается под изменения на рынке труда, начинают большую роль играть институты развития, например, Центр развития профобразования (ЦРПО). Он фактически помогает командам учреждений достаточно эффективно сорганизовываться, помогает коммуникативным и содержательным контактам с поставщиками новых технологий и оборудования, с работодателями. Такая «увязывающая» функция полезна именно в меняющейся системе профессионального образования.

 

В Норильском техникуме промышленных технологий и сервиса прошла каникулярная школа для школьников



Норильский техникум промышленных технологий и сервиса впервые за два года провел каникулярную школу «Профессиональный ориентир» в формате офлайн. Профориентационный проект призван познакомить учащихся 9-х классов школ Норильска с профессиями, востребованными на Таймыре. Но в связи с антиковидными ограничениями, в 2020 и 2021 году, школьники могли получить информацию о профессиях только онлайн.

За один день учебное заведение приняло 372 школьников. Ребятам показали мастерские и дали попробовать себя в качестве электромонтеров, сварщиков, специалистов по технологии машиностроения, мастеров по ремонту и обслуживанию автомобилей, а также в роли поваров, пекарей и парикмахеров.

Помимо возможности пройти профессиональные пробы, важным фактором при выборе будущей профессии является для абитуриентов и то, что техникум курирует компания «Норникель». Около 80% выпускников техникума устраиваются на работу именно в эту компанию.

«Наша общая стратегическая задача сегодня – уделять особое внимание подготовке людей рабочих специальностей для Норильска, чтобы молодежь не уезжала за его пределы. Сейчас создают все условия для подготовки из этих ребят специалистов среднего звена и руководителей для компании», – рассказал директор техникума Юрий Похабов.

Фото: «Таймырский Телеграф»


 

ПАРТНЕРЫ

АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Молодёжный центр "Новые имена" Краевая научная библиотека Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Фонд счастливые дети

Решаем вместе


Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?