Центр развития профобразования объявляет начало приема заявок на участие в конкурсах фестиваля "Территория творчества"

Вниманию студентов СПО Красноярского края!

Центр развития профессионального образования объявляет старт приема заявок на участие в конкурсах фестиваля «Территория творчества»!

Ежегодно фестиваль объединяет начинающих художников, музыкантов, дизайнеров, изобретателей, предпринимателей и просто творческих людей в рамках единого креативного проекта.

В этом году у вас есть возможность презентовать свои лучшие идеи в пяти конкурсах:

  • конкурс талантов «Твой выход» (прием заявок до 15 апреля https://forms.gle/svS2J7htdczwkPEz5);
  • конкурс социального предпринимательства «Добрые сердца» (прием заявок до 30 апреля https://forms.gle/a3VHtkHzw2CpSHcr5);
  • спортивно-патриотический квест «СпортУм» (прием заявок до 1 мая https://forms.gle/61abSS1kGSjMN4m2A);
  • конкурс ремесленного и технического мастерства «#неРЕАЛЬНО» (прием заявок до 31 мая https://forms.gle/9z6YcX4J6QEB7aSZ7);
  • конкурс медиацентров СПО (сроки проведения и ссылка для заявок будут размещены позднее).


«Территория творчества» – это отличная возможность для студентов и педагогов СПО реализовать творческий потенциал, продемонстрировать таланты, попробовать свои силы в интересных проектах, получить новый опыт, пообщаться с единомышленниками и получить экспертную оценку своей работы.

Регламенты конкурсов размещены на нашем сайте https://www.center-rpo.ru/otdel-vospitaniya/virtualnaya-galereya

Ждем ваши заявки!

Старт новых программ повышения квалификации для педагогов СПО

Работа педагога требует постоянного саморазвития и совершенствования мастерства. Хороший педагог стремится к знаниям не только в рамках своего предмета, он также интересуется новыми методиками, формами и технологиями преподавания.

Центр развития профессионального образования регулярно проводит повышение квалификации для педагогов колледжей и техникумов Красноярского края по актуальным для системы СПО темам. На этой неделе стартовали 2 новые программы:

1. Организация практического обучения в рамках образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования

Сегодня колледжи и техникумы максимально подстраиваются под запросы рынка труда и в обучении студентов делают большой упор на практику. Ориентация на реальное производство способствует подготовке востребованных специалистов.

Основные темы программы:

  • какими методами в системе СПО устраняется разрыв между рынком труда и рынком образовательных услуг;
  • как выстроить образовательный процесс так, чтобы подготовить студентов к реальным запросам работодателей и производственным процессам;
  • как механизмы демонстрационного экзамена помогают контролировать процесс обучения.

Программа основана на опыте педагогов Аэрокосмического колледжа СибГУ им. М.Ф. Решетнева.

2. Формы, методы и приемы организации обучения в условиях цифровой образовательной среды

В цифровом пространстве традиционные педагогические теории попадают в совершенно новые условия. Формируется новая цифровая педагогика, педагог не просто транслирует знания, он становится организатором учебного процесса.

Основные темы программы:

  • как организовать дистанционное обучение;
  • с помощью каких форм, методов и приемов преподнести теорию обучающимся в рамках цифровой образовательной среды;
  • как проводить практические занятия и оценивать результаты дистанционно.

Программа содержит теоретический и практический блок.

Для получения подробной информации обращаться в отдел дополнительного профессионального образования Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Центр развития профессионального образования провел рабочую встречу, посвященную обсуждению кадрового обеспечения креативных индустрий в Красноярском крае

С сообщением о гуманитарных технологиях в системе СПО выступили директор Центра развития профобразования Лидия Иванова и доцент кафедры общей и социальной педагогики Сибирского федерального университета, кандидат физ.-мат. наук Андрей Бутенко. Гуманитарные технологии, будучи технологиями "мягкого влияния" на человека или группу людей, имеют стратегический характер и долгосрочную перспективу развития. По мнению экспертов, большая часть продукции креативных индустрий в некоторой степени связана с манипуляцией и направлена на управление восприятием людей и влиянием на них, поэтому гуманитарные технологии могут стать рамкой для развития креативных индустрий в ПОУ. 

Заведующий кафедрой социологии Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета Дмитрий Труфанов рассказал о результатах проведенного социологического исследования и представил модель инфраструктуры кадрового обеспечения креативных индустрий. Модель построена на взаимодействии нескольких элементов: кружковой работы в школах (профпробы и отбор талантливых участников), ПОУ, вузов, учреждений допобразования, площадок встреч заказчиков и исполнителей продукции креативных индустрий. Соединение всех уровней модели возможно при создании единой цифровой платформы. Эксперт отметил важность практик наставничества на всех уровнях структуры подготовки кадров и обозначил несколько ключевых проблем: узкая целевая аудитория креативной сферы, быстрая смена трендов и замедленное реагирование на них системы образования, стандартизация обучающихся и т.д.

Руководитель Центра бизнес-компетенций Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства Владимир Ворошилов выступил с сообщением о создании образовательного кластера креативных индустрий. По мнению Владимира Александровича, креативный товар отличается от традиционного преобладанием ценности идеи над ценностью самого продукта. Креативные индустрии соединяют тех, кто творит, и тех, кто это творчество коммерциализирует. Важны обе составляющие, поэтому есть необходимость в создании точки сборки, где встретятся представители творческой среды и представители бизнеса.

Заместитель руководителя Центра развития профессионального образования Елена Шевчук рассказала о развитии креативных индустрий в рамках Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. В чемпионатном движении хорошо прослеживается востребованность на рынке труда победителей и призеров чемпионатов; такая же востребованность лучших представителей должна быть и в креативной сфере. Креативным индустриям нужна системность, благодаря которой будут заданы стандарты. Участники системы будут развиваться сами и развивать саму систему.

Итогом дискуссии стало определение трех ключевых особенностей креативных индустрий. Итак, креативная индустрия - это осмысленная содержательная деятельность, позволяющая получить продукт; полученный продукт должен быть востребован потребителем; кроме того, для успеха на рынке продукт должен быть упакован в продуманную бизнес-стратегию и приносить доход. Учет этих особенностей в обсуждениях поможет в будущем определить, какими должны быть креативные индустрии.

Колледжи и техникумы Красноярского края приняли участие в XIX Красноярском экономическом форуме

На базе Сибирского федерального университета прошел XIX Красноярский экономический форум, в котором приняли участие более 7 тысяч участников. В рамках первого дня форума была организована молодежная площадка «Поколение-2035», направленная на создание условий для эффективного диалога молодежи с бизнесом и органами власти. Команды техникумов и колледжей Красноярского края приняли участие в работе площадки и посетили дискуссии, панельные сессии и открытые лекции от экспертов.

Пленарное заседание молодежной площадки «Поколение-2035» открыл губернатор Красноярского края Александр Усс. В приветственном слове губернатор отметил, что Красноярский край может поделиться позитивным опытом развития профессионального образования. Глава региона также подчеркнул, что молодежная площадка неслучайно уже много лет начинает работу форума. Оригинальные, любопытные и смелые идеи талантливой молодежи, звучащие на форуме, служат драйверами прорывных инициатив: комплексных, синергетических проектов в образовании, способных обеспечить новое будущее не только Сибири, но и всей страны.

На молодежной площадке «Поколение-2035» в этом году в центре обсуждения были вопросы подготовки и трудоустройства молодых кадров и развития системы образования. Перед участниками форума выступили главы регионов России, топ-менеджеры крупных корпораций, лидеры общественных молодежных движений.

Активное участие в работе форума приняли команды краевых профессиональных образовательных учреждений:

  • Красноярский индустриально-металлургический техникум
  • Красноярский финансово-экономический колледж
  • Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства
  • Канский технологический колледж
  • Техникум индустрии гостеприимства и сервиса
  • Минусинский сельскохозяйственный колледж
  • Красноярский Политехнический Техникум

Красноярский экономический форум проводится ежегодно в марте с 2004 года. Традиционно тематика КЭФ посвящена вопросам развития Сибири с учетом текущей экономической и геополитической ситуации. Дискуссионные площадки прошли в контексте расширения внешнеэкономических связей, сотрудничества с азиатскими странами, раскрытия инвестиционного, научного и промышленного потенциала территории. Ключевыми интеллектуальными партнерами форума выступят Сибирский федеральный университет и Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение».

С Международным женским днем!

Дорогие коллеги! 🌺🌼🌸

Поздравляем вас с прекрасным праздником весны – Международным женским днем! 💐

Ваши трудолюбие и преданность делу восхищают и помогают всем нам достигать успехов в подготовке профессиональных кадров и вносить весомый вклад в развитие нашего региона.

Желаем крепкого здоровья, неугасающего вдохновения, весеннего настроения, новых побед в профессиональной деятельности!

Пусть наступившая весна подарит новые творческие идеи и принесет в вашу жизнь больше радостных событий и положительных эмоций!

Интервью Артура Аветисяна: «Профессионалитет в аграрной сфере края в 2023 году – это получение 11 востребованных профессий»

В 2022 году «Уярский сельскохозяйственный техникум» завоевал на 2023 год грант господдержки развития образовательно-производственных центров (кластеров), реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Как к встрече 1 сентября этого года студентов-первопроходцев «Профессионалитета» готовится Уярский сельхозтехникум – ядро кластера «Цифровое земледелие и современные агропромышленные технологии» – корреспонденту «1-LiNE» рассказал директор учреждения Артур Аветисян.

– У нас практически разработаны по 11 профессиям и специальностям учебные планы, где срок обучения по разным программам сокращён на период от 1 года до 4 месяцев.

Полностью согласован дизайн-проект наших мастерских, состав оборудования – сейчас стадия закупа. Полным ходом идёт профориентационная работа по популяризации федерального проекта «Профессионалитет». Завершена работа с нашими ключевыми партнёрами-работодателями над учебными программами по внесению их компонента, их видения того, какие дополнительные модули, какие квалификации нужно давать нашим детям в процессе обучения. До 20 августа мы должны оснастить и полностью подготовить новые лаборатории и учебные цеха к открытию 1 сентября.

– Артур Самвелович, понадобилось ли вводить в работу какие-то новые учебные и производственные площади?

– Мы будем вводить 580 квадратных метров новых площадей. Это 4 современные лаборатории и цеха. В рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» мы будем вводить новые виды работ:

  • цех по переработке мяса с выпуском готовой продукции (варёные и копчёные колбасы, замороженные полуфабрикаты);
  • лаборатория по цифровому земледелию;
  • лаборатория по современному агрохиманализу;
  • лаборатория «Современные животноводческие автоматизированные комплексы»;
  • ветеринарная клиника;
  • полный цикл приёмки, сушки, подработки, транспортировки и хранения зерна – сушильный комплекс.

Всё это – к началу следующего учебного года 1 сентября.

– Получается, кроме обучения, даже практикоориентированного, у вас в кластере будет налажено производство товарной продукции?

– Да. У нас уже сейчас есть цех по переработке молока, и он включён в образовательный процесс. Следующим станет цех по переработке мяса. Тем самым мы создадим цепочки производства продуктов животноводства, полной переработки молока и мяса. С появлением у нас последнего технологического «кусочка» - это сушка, чистка и склады – мы создадим полный цикл растениеводства.

Все программы профессионалитета будут выстроены по технологической цепочке, чтобы студенты на протяжении обучения с 1 по 4 курс прошли каждый из технологических циклов того или иного производства. Например, если это мясопереработка, то до 4 курса он пройдёт все этапы, начиная от приёмки сырья, заканчивая производством разных видов колбас и полуфабрикатов. Так же будет построена учёба по другим производствам.

– Нынешний перечень партнёров-работодателей кластера «Цифровое земледелие и современные агропромышленные технологии» исчерпывающий, конечный или к проекту смогут подключаться другие предприятия?

– В сам проект «Профессионалитет» в нашем кластере вошли 4 компании. Это холдинг Goldman Group, ЗАО «Большеуринское», «ОПХ Солянское» и «Дары Малиновки». Эти ключевые партнёры вложили в проект софинансирование в сумме в 20 млн рублей. Но у нас есть исторические связи и с другими нашими партнёрами. Пока мы не видим необходимости включать дополнительно кого-то ещё в сам проект и заключать соглашение. Нам сейчас нужно запустить проект и понять, как он работает. После этого – добро пожаловать! Есть желающие присоединиться к проекту, есть те, кого мы сами хотели бы видеть в числе партнёров. Будем отрабатывать механизм включения в состав кластера тех или иных партнёров в качестве полноценных участников проекта.

– С точки зрения абитуриента поступление, обучение, карьерные перспективы отличаются от традиционной формы обучения?

– Да. Как минимум, программы полностью будут соответствовать всем требованиям работодателей. С учётом этих дополнительных опций сокращена и оптимизирована образовательная программа. Целевой показатель итогового трудоустройства по программе профессионалитета – 85%. Надо, чтобы ребята на 3-м курсе перед дипломной практикой уже были трудоустроены, чтобы они последний год учёбы совмещали с полноценной работой на производстве.

– Какова в реализации проекта «Профессионалитет» роль краевого Центра развития профессионального образования (ЦРПО)?

– Специалисты ЦРПО работают с нами по разным направлениям, начиная от образовательных программ, заканчивая популяризацией специальностей и профессий, которым мы обучаем. Мы вместе создаём контент, который сообщает широкой аудитории, что в Красноярском крае стартует новый перспективный проект «Профессионалитет», мы разъясняем, как можно попасть на такое обучение.

Вот и сейчас я приглашаю молодых людей, потенциально – наших будущих абитуриентов, стать первопроходцами проекта «Профессионалитет». В наш кластер «Цифровое земледелие и современные агропромышленные технологии» включены 6 учебных заведений:

  • Уярский сельскохозяйственный техникум – ядро кластера;
  • Минусинский сельскохозяйственный колледж;
  • Шушенский сельскохозяйственный колледж;
  • Красноярский технологический техникум пищевой промышленности;
  • Назаровский аграрный техникум им. А.Ф. Вепрева;
  • Красноярский аграрный техникум.

В 2023 году у нас будут набраны 2.100 человек по 11 образовательным программам Профессионалитета:

  • Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования (обучение 3 года 6 месяцев);
  • Мастер сельскохозяйственного производства (1 год 10 месяцев);
  • Мастер животноводства (1 год 10 месяцев);
  • Ветеринария (3 года 6 месяцев);
  • Зоотехния (2 года 10 месяцев);
  • Агрономия (3 года 6 месяцев);
  • Технология продуктов питания из растительного сырья (3 года 6 месяцев);
  • Технология продуктов питания животного происхождения (3 года 6 месяцев);
  • Повар, кондитер (3 года 10 месяцев);
  • Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании (3 года 10 месяцев);
  • Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (2 года 10 месяцев).

В Красноярском крае стартовал региональный этап Всероссийского конкурса «Мастер года»!

Ежегодный конкурс «Мастер года» помогает выявлять талантливых педагогических работников, повышать престиж педагогического труда, демонстрировать и распространять лучший педагогический опыт и передовые идеи в области профессионального образования и подготовки кадров.

В этом году конкурс пройдет в 2 этапа:

  • региональный (март - май 2023)
  • всероссийский (октябрь 2023)

Принять участие в конкурсе могут мастера производственного обучения, преподаватели профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик профессионального цикла ПОУ, имеющие общий педагогический стаж не менее 3-х лет.

Заявки на участие в конкурсе принимаются до 14 апреля.

Подробная информация о конкурсе в Регламенте.

В Красноярске эксперты обсудили тенденции и перспективы развития креативных индустрий

На базе Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства прошла экспертная дискуссия на тему «Развитие молодежного предпринимательства и креативных индустрий в регионе: роль колледжа».

Преподаватель Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства Владимир Ворошилов выступил с сообщением о флагманской программе становления малого и среднего бизнеса, в которую вовлечены студенты и выпускники ПОУ. Задача программы заключается не только в развитии бизнес-компетенций у молодых людей, но и в создании условий для открытия своего дела и повышении адаптации выпускников к условиям малого бизнеса за счет тестирования идей студентов уже во время обучения.

Директор АНО «Сибирский институт развития креативных индустрий» Александр Черников рассказал о роли колледжа креативных индустрий в развитии креативного предпринимательства. Креативная сфера динамична, тренды в ней быстро меняются, и система подготовки кадров не всегда успевает соответствовать актуальным вызовам. Колледж помогает менять характер взаимодействия с индустриальными партнерами. Подготовка кадров проходит не только быстрее – что более важно, выпускники адаптированы под быстро меняющийся рынок.

Заведующий кафедрой социологии Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета Дмитрий Труфанов поделился результатами проведенного исследования и предложил модель кадрового обеспечения креативных индустрий. Эксперт обозначил несколько основных проблем: низкий спрос на продукцию креативных индустрий, быстрая смена трендов, отсутствие единого пространства для получения компетенций. Суть предложенной модели заключается в тесном взаимодействии школьного, среднего профессионального и высшего образования, кружковой работы на базе образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, заказчиков продукции креативных индустрий и органов власти в рамках единой цифровой платформы. Дмитрий Олегович также говорил о важности внедрения практик наставничества на всех этапах реализации модели.

Заведующий учебно-производственными мастерскими Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства Алексей Снетков рассказал о новаторстве колледжа креативных индустрий, стирании границ между творческими специальности, формировании новых профессий и нового кадрового спроса. Колледж креативных индустрий предполагает тесное взаимодействие студентов и работодателей через реальные заказы.

Модераторами дискуссии выступили заместитель министра образования Красноярского края Ольга Никитина и директор практики «Развитие компетенций» Агентства стратегических инициатив Жанна Кадылева.

С Днем защитника Отечества!

Уважаемые коллеги!

Для нашей страны 23 февраля – это праздник мужества, силы духа и служения интересам России. Упорство, чувства долга и справедливости, воля к победе – качества, характеризующие настоящих патриотов Родины.

Дорогие коллеги, поздравляем вас с Днем защитника Отечества! Ваша добросовестная работа по подготовке квалифицированных кадров и развитию экономики нашей страны – это настоящее проявление патриотизма. Желаем крепкого здоровья, хорошего настроения, мирного неба над головой, карьерного роста и новых открытий!

Более 500 работников образования обсудили в Красноярске вопросы современной дидактики

На минувшей неделе в Красноярском институте повышения квалификации прошла XV Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: техники и технологии организации учения». Конференция стала одним из первых мероприятий, проводимых в рамках Года педагога и наставника.

Первый день конференции начался с приветственного слова первого заместителя министра образования края Натальи Анохиной. Наталья Викторовна подчеркнула значимость педагогической деятельности, рассказала о важности этой конференции для развития педагогики и ключевых особенностях успешного педагога. Также заместитель министра вручила благодарственные письма участникам конференции.

Ректор Красноярского института повышения квалификации Елена Чиганова выступила с докладом о поддержке педагогического авторского действия и рассказала о необходимости развития потенциала и профессиональной самостоятельности педагогов.

Важной частью первого дня конференции стали мастер-классы, которые проводили педагоги, представившие интересные техники и подходы из практики. В конце дня состоялся Совет мастеров, на котором ведущие мастер-классов говорили о целях проведенных интерактивов, делились впечатлениями, а также обсудили потенциал Совета: какие задачи он может решать и какими ресурсами обеспечить педагогическое сообщество.

На второй день конференции была запланирована работа малых пленумов и круглых столов. Площадка «Акселерация в усилении практико-ориентированности образовательного процесса» была организована Центром развития профессионального образования. Лидия Иванова, директор Центра, рассказала о важности сетевого взаимодействия ПОУ и работодателей в акселераторе для новых кадровых решений. С сообщением о принципах акселерации в образовательном процессе выступил Андрей Бутенко, канд. физ.-мат. наук, доцент СФУ. Александр Аронов, канд. физ.-мат. наук, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Московского городского педагогического университета, г. Москва, предложил рассматривать акселератор в образовании как процессуально-функциональную модель.

По завершении работы малых групп участники конференции заслушали три доклада экспертов:
🔸Александр Попов, доктор филос. наук, заведующий лабораторией открытого образования ФИРО РАНХиГС, заведующий лабораторией компетентностных практик образования ИСП МГПУ, генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование» (г. Москва), говорил об онтопрактике и онтопрактической картине мира учащихся;
🔸Алексей Воронцов, канд. пед. наук, главный редактор департамента раннего развития и начальной школы ООО «СберОбразование», доцент дирекции образовательных программ МГПУ (г. Москва) рассказал о том, как выбор технологии обучения способствует вариативности образования;
🔸Павел Сергоманов, канд. психол. наук, руководитель направления Дивизион «Цифровые платформы образования», ПАО Сбербанк (г. Москва), представил способ создания модели социологического исследования нового уровня в эпоху искусственного интеллекта.

Институт повышения квалификации опубликовал фотоотчет в официальной группе ВКонтакте

https://vk.com/album-73102730_291456366

 

 

В Красноярске пройдет XV Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: техники и технологии организации учения»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас и команды ваших учреждений принять участие в XV Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: техники и технологии организации учения».

Конференция пройдет 17 и 18 февраля 2023 года в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Красноярск, ул. Матросова 19).

В рамках конференции Центр развития профессионального образования организует круглый стол «Акселерация: усиление практикоориентированности образовательного процесса». Участники обсудят модели, принципы акселерации, сетевые формы взаимодействия техникумов, колледжей. Дискуссия пройдет 18 февраля с 9.00 до 10.30 в аудитории 3-07.

Зарегистрироваться для участия и ознакомиться с программой конференции можно на официальном сайте https://neo-didactica.ru/.

Центру развития профессионального образования 70 лет!

История нашего учреждения началась ровно семь десятилетий назад 10 февраля 1953 года, когда было создано самостоятельное структурное подразделение при Красноярском краевом управлении трудовых ресурсов – учебно-методический кабинет. Учебно-методический кабинет занимался преимущественно методической работой: проводились консультации и инструктажи для педагогов профессионального образования по вопросам передовых методов обучения, семинары, лекции, доклады, конференции.

С течением времени наше учреждение развивалось, формировались новые направления работы. Параллельно с методической деятельностью стали проводиться курсы переподготовки, открытые уроки для демонстрации опыта лучших педагогов, поисковая научно-исследовательская работа по истории профессионального образования. Были организованы профориентационная работа с учащимися школ, публикация в газетах и журналах статей и очерков по истории профобразования и конкурсы профессионального мастерства.

Центр всегда стремится идти в ногу со временем, отвечая на актуальные вызовы сферы СПО, ориентируясь на потребности рынка труда и содействуя формированию будущих профессионалов.

Сегодня Центр развития профобразования работает по трем крупным линиям деятельности. Первая линия – это повышение квалификации для педагогов техникумов и колледжей. Образовательные программы Центра способствуют решению актуальных задач, они ориентированы на вдумчивую деятельность педагога и помощь обучающимся в понимании изучаемого материала.

Вторая линия – это чемпионаты профессионального мастерства. Уже 10 лет Центр, являясь региональным координационным центром российского движения Молодые профессионалы, организует чемпионаты профмастерства. Участие в чемпионатах – это уникальный шанс показать свои навыки и умения и посоревноваться с лучшими. Чемпионатное движение задает высокие стандарты профессионального мастерства и способствует улучшению качества образования в колледжах и техникумах. Ежегодно на чемпионатах команды Красноярского края показывают очень хорошие результаты. Мы гордимся нашими победителями, их мастерами, наставниками, всеми, кто содействует этому успеху!

Третья линия – это обновление системы профобразования через тесную коммуникацию со студентами и педагогами техникумов и колледжей и содействие реализации предложенных ими идей. Совместно с коллективами колледжей и техникумов создается специальная коммуникативная среда, где можно демонстрировать свои интересы, идеи, презентовать проектные замыслы. Обновление системы происходит в рамках партнерских инновационных проектов.

Благодарим вас за доверие и за годы плодотворного сотрудничества. Вместе мы делаем важную и очень нужную работу. Мы уверены, что впереди нас ждет много интересных проектов!

Интервью Татьяны Волхонской: «Наши выпускники, получив диплом, будут знать, где работать и как реализовать себя в профессии»

1 сентября 2023 года в Красноярском крае первых студентов примут два новых образовательно- профессиональных кластера, которые будут готовить молодых специалистов по сокращённым интенсивным программам обучения. О подготовке работников для энергетики в рамках федерального проекта «Профессионалитет» корреспонденту «1-LiNE» рассказала директор Назаровского энергостроительного техникума Татьяна Волхонская.

СПРАВКА

Проект «Профессионалитет» разработан Министерством просвещения России. Его цель – максимально приблизить уровень образования средних профессиональных учебных заведений к потребностям рынка труда.

– Татьяна Викторовна, работы по организации кластеров в Красноярском крае начались осенью 2022 года. Что уже сделано?

– Подготовительная работа осуществлялась в двух направлениях. Первое – началась реализация программы популяризации федерального проекта «Профессионалитет», которая рассчитана на весь учебный год. Это профориентационные мероприятия с разными целевыми аудиториями, в первую очередь – со школьниками, их родителями. Для ребят были организованы экскурсии на предприятия энергетики, мастер классы по профессиям, квесты. На большом родительском собрании министр образования Красноярского края ответила на вопросы родителей, а представители техникума и работодателей, выступив единой командой, представили общественности перспективы кластера.

Второе направление – подготовка к обновлению материально-технической базы кластера, конкретно –центра, где будут созданы зоны под новые виды работ. На сегодняшний день оба кластера («Цифровое земледелие и современные агропромышленные технологии» - в Уяре и топливно-энергетический – в Назарово) получили согласование дизайн-проектов, проработали инфраструктурные листы с перечнями оборудования, которое будет в этих зонах установлено.

 По условиям проекта в кластере должна быть создана современная образовательная среда, а значит, необходимо не только приобрести новое оборудование, но и выполнить ремонтные работы в учебных корпусах. До 1 марта мы выходим на электронные торги, определяемся с исполнителями услуг, и приступаем к проведению ремонтных работ и закупкам оборудования. Объемы работ большие, строго регламентированные временем, ведь 1 сентября 2023 года кластер должен быть открыт.

Февраль – это фактически старт того, что было спланировано, спроектировано и согласовано в 2022 году.

– Это то, что касается материально-технического оснащения, базовых вещей. А новые образовательные программы?

– Здесь тоже очень плотный график работы. В ноябре-январе педагогические коллективы кластеров работали в связке с работодателями. Необходимо было сформировать модели компетенций выпускников по специальностям и профессиям под запрос работодателей, а затем на их основе сформировать содержательную часть образовательных программ. Полный пакет этих программ кластер представит на экспертизу до начала марта.

– Какие в них новшества и отличия от привычных программ СПО?

– Во-первых, образовательная программа Профессионалитета оптимизирована по сроку освоения, во-вторых, на 70% практикоориентирована, в-третьих, содержание подлежит интенсификации, т.е. не допускает повторения материала в смежных дисциплинах.

– Работа с программами и их наполнение по схожим профессиям отличаются в разных субъектах федерации с учётом местной специфики? Вы общаетесь с коллегами, решающими такие же задачи в других регионах?

– Примерная образовательная программа по тем специальностям и профессиям, которые будут реализованы в кластере, формируется в полном соответствии с ФГОС СПО и запросом работодателя. После экспертизы будет размещена в реестре программ. Впоследствии любая образовательная организация сможет использовать ее в качестве основы для создания собственной рабочей программы. По сути дела, это «конструктор», который позволит в дальнейшем преподавателям других учебных заведений использовать модули рабочих программ в своей работе.

– Я правильно понимаю, что образовательное учреждение, ранее не участвовавшее в Профессионалитете, сможет взять эту программу и «допилить» её с учетом местной специфики и запросов конкретного работодателя?

– Конечно. Запрос работодателя в целом в отрасли всё равно унифицирован. Но в каждой конкретной связке «техникум-работодатель» есть свои нюансы и частные запросы, которые могут быть положены в рабочую программу. А примерная программы – это унификация, это то, что является базовым, основным в запросе какой-то отраслевой группы работодателей.

– Вы сказали, что перечень нового оборудования для ядра кластера утверждён. А что там такого, чего раньше не было в техникуме? И смогут ли практиковаться на этом оборудовании и студенты, которые учатся на обычных программах того же профессионального профиля?

– Сегодня в образовательных учреждениях, конечно же, есть действующая материально-техническая база, которая включает лаборатории и мастерские в соответствии с ФГОС СПО. В Профессионалитете подготовка будет осуществляться по требованиям ФГОС СПО и под конкретный запрос работодателя. Должна произойти синхронизация этих двух подходов. В образовательных программах появятся новые виды профессиональной деятельности, что потребует создания новых мастерских и лабораторий с современным оборудованием. Оснащение будет проведено в 2023 году, и мы сразу начнем использовать новое оборудование для обучения студентов вне зависимости входят они в группы Профессионалитета или нет.

– Ваш главный партнёр – СГК? Какие ещё предприятия энергетики участвуют в проекте профессионалитета?

– Да. Опорным работодателем кластера является Сибирская генерирующая компания, конкретно – Енисейский филиал. Это три красноярские ТЭЦ, Назаровская ГРЭС, Канская ТЭЦ, Красноярская ГРЭС (г. Зеленогорск), Минусинская ТЭЦ, Абаканская ТЭЦ и Кызыльская ТЭЦ.

Однако, большой запрос на выпускников энергетического профиля имеют и другие крупные компании: АО «СУЭК-Красноярск», Филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" ("Россети Сибирь"), ЗАО «Полюс», ПАО «Юнипро» Филиал «Березовская ГРЭС», АО «РУСАЛ», НТЭК (Норильск) – этот список можно продолжить.

Являясь опорным работодателем кластера, СГК будет сопровождать студентов в период их обучения – предоставляя базы производственной практики, наставников на предприятии, 5 работников предприятий СГК на условиях совместительства станут мастерами и преподавателями техникумов, при оценивании полученных квалификаций у обучающихся работодатели станут независимыми экспертами. Такое сопровождение позволит подготовить нужные на производстве кадры.

– Назаровский техникум – ядро образовательно-производственного кластера ТЭК. А кто в нём из учреждений СПО состоит ещё?

– На данный момент участниками кластера являются три учреждения:

  • Назаровский энергостроительный техникум (западная группа районов Красноярского края) будет осуществлять подготовку по 6 программам, из которых 4 профильные для энергетиков (электрики – эксплуатация и релейная защита, теплоэнергетики, электромеханики) и 2 смежные (сварщики и механики).
  • Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики (Красноярск и центральные районы края) будет осуществлять подготовку по 3 направлениям (электрики, мастера КИПиА, лаборанты химического анализа).
  • Минусинский сельскохозяйственный колледж (южные районы) будет осуществлять подготовку теплоэнергетиков.

– Что Профессионалитет меняет для студентов? Например, молодой человек собирается поступать на программу Профессионалитет в ваш техникум в этом году. Чем будет это поступление отличаться от прежнего, чем будет отличаться процесс обучения? Какие перспективы дальнейшего трудоустройства и карьерного роста?

– Поступление будет на общих основаниях таким же, как и ранее. Отличие самой программы обучения в ее большей практикоориентированности на запрос работодателя. В процессе обучения предполагается заключение целевого договора работодателя с обучающимся, предоставление ему базы производственной практики, наставничество на рабочем месте, получение специальных знаний, позволяющих уже на последнем курсе обучения пройти стажировки и оплачиваемую практику, участие в корпоративных программах (например, получение стипендии СГК). Получение дополнительных квалификаций в период обучения позволит расширить круг возможностей выпускника. Оценка полученных квалификаций будет осуществляться в форме демонстрационного экзамена, а экспертами станут сами представители работодателя. И как результат всего – гарантированное трудоустройство. Опорный работодатель – крупная энергетическая компания, чьи предприятия, располагаются в разных районах Красноярского края делает акцент на релокацию молодых специалистов. Значит, выпускники могут начать свой трудовой путь не обязательно на той территории, где обучались, а там, где будут востребованы.

– На Профессионалитет заходят только выпускники 9-х классов школ? Можно ли сменить форму обучения, уже будучи студентом техникума?

– В кластере ТЭК прием на образовательные программы будет осуществляться на базе 9-классов, но в других кластерах могут быть программы, ориентированные и на 11-классников.

В кластере ТЭК планируем с 1 сентября 2023 года зайти на программы Профессионалитета с 500 студентами, из которых 275 человек будут приняты на обучение на базе 9-классов и 225 человек будут переведены после 1-го и 2-го курсов существующих программ. Выпускники 11 класса, поступающие в техникум также станут участниками Профессионалитета. Студенты 1 и 2 курсов по окончании учебного года смогут написать заявление о переходе на программы Профессионалитета, это допускается по индивидуальным учебным планам, где разница в программах будет скорректирована.

Федеральный проект Профессионалитет стартовал в России в 2022 году. В Красноярском крае реализация начнется с 2023 года. Насколько результативным станет эксперимент, произойдет ли синхронизация интересов системы СПО и рынка труда покажет время и качество подготовленных выпускников. Педагогические коллективы техникумов-участников образовательно-производственных центров (кластеров) понимают свою ответственность за результат и ценят доверие работодателя, готового работать в одной команде.

В Красноярском крае почти все выпускники техникумов и колледжей будут сдавать демонстрационный экзамен

Демонстрационный экзамен успешно внедряется в Красноярском крае уже 5 лет. «Демонстрационный экзамен – детище Российской Федерации, вышел он из движения WorldSkills. Когда это международное движение набрало обороты в России, стало понятно – чтобы повышать уровень квалификации выпускников, недостаточно готовить отдельных людей для конкурса в рамках чемпионатного движения WorldSkills. Подготовка должна быть массовой, и передовые технологии, передовой опыт должны зайти в каждое учреждение для того, чтобы уровень подготовки выпускника не отставал от реалий сегодняшнего дня», - поясняет руководитель отдела координации демонстрационного экзамена (Центр развития профессионального образования, г. Красноярск) Наталия Зимен.

Одна из целей демонстрационного экзамена и подготовки к нему – обеспечить некоторое опережение подготовки студентов относительно практики, то есть студент, выходя из учебного заведения, должен не просто владеть технологиями, которые есть на сегодняшний день, но и иметь «инновационный» запас на 2-3 года вперёд.

Агентство развития навыков и профессий изучало опыт стран, участвующих в мировом движении WorldSkills, вычленяло механизмы, за счёт которых можно внедрять в массовую практику разные инструменты повышения качества профессионального образования. С 2017 года началась официальная апробация применения этого пилотного проекта в профессиональных образовательных учреждениях по всей стране. Красноярский край тогда организовал демонстрационные экзамены по 10 компетенциям. Сегодня их 77 из 225 возможных.

Демонстрационный экзамен – это модельная ситуация, приближенная к производству, где выпускник должен показать свои навыки в условиях реальных технологических процессов.

«Изначально задумка такая: студент, который проходил сдачу демонстрационного экзамена, получал дополнительную квалификацию в соответствии с требованиями международных (теперь – национальных) стандартов WorldSkills без прохождения каких-то дополнительных испытаний, - рассказывает Наталия Зимен. – Это своего рода профессиональное резюме, отраженное в Скиллс-паспорте, изучая которое работодатель может точно понимать, кого он берёт на работу. А для выпускника это бонус при трудоустройстве. Мы знаем успешные истории, когда наши студенты достаточно хорошо трудоустраивались именно благодаря прохождению через чемпионат WorldSkills Russia и демонстрационный экзамен».

Студенты, поступившие в учреждения среднего профессионального образования Красноярского края в 2023 году, по окончании обучения за исключением ряда профессий в области культуры и медицины, практически все будут сдавать демонстрационный экзамен. Эта форма аттестации выпускников постепенно войдет в высшую школу и учреждения дополнительного профессионального образования.

«Что продемонстрировал демонстрационный экзамен»: интервью с Наталией Зимен

Прошло 5 лет с тех пор, как демонстрационный экзамен стал в России официальной формой государственной итоговой аттестации выпускников учреждений среднего профессионального образования. Он предусматривает моделирование реальных производственных условий, независимую экспертную оценку выполнения заданий, определение уровня знаний, умений и навыков студентов в соответствии с международными требованиями. О его внедрении в Красноярском крае рассказала руководитель отдела координации демонстрационного экзамена (Центр развития профессионального образования, г. Красноярск) Наталия Зимен.

– Наталия Васильевна, начнём с основ: что такое демонстрационный экзамен? Зачем понадобилась новая форма оценки выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО)?

– Демонстрационный экзамен вышел из чемпионатного движения Ворлдскиллс Россия. Это международное движение молодых профессионалов успешно развивалось в России с 2012 года. Но тогда же стало понятно – чтобы повышать общий уровень квалификации выпускаемых молодых кадров, недостаточно готовить «штучных молодых мастеров» для участия в национальных и международных чемпионатах Ворлдскиллс. Подготовка должна быть массовой, и передовые технологии, передовой опыт должны зайти в каждое учреждение. В идеале СПО сегодня необходимо обеспечить некоторое опережение подготовки студентов в сравнении с реальным производством, то есть студент, выходя из техникума или колледжа, должен не просто владеть технологиями, которые есть сегодня, но и иметь «передовой запас» на 2-3 года вперёд.

– Сегодня много говорят о профессиональной мобильности, гибкости, о том, что невозможно выучиться профессии раз и на всю жизнь. Опять же названный вами «запас» рано или поздно закончится…

– А это другая цель демонстрационного экзамена – выпускник должен не просто владеть конкретной технологией, он должен понимать вариацию: как один и тот же продукт можно изготавливать с помощью разных технологий, в связи с их сменой понимать механизм обновления и встраиваться в изменяющиеся условия.

– Чем сдача демонстрационного экзамена отличается от прежних форм аттестации выпускников?

– В России федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) традиционно предусматривал прохождение практики и сдачу выпускной квалификационной работы. Сегодня время диктует другие условия, и работодатель очень придирчиво относится к тому контингенту, который набирает. Мы знаем, что на работу в большей мере берут людей, имеющих опыт, нежели студентов-выпускников. Проблема их трудоустройства существовала всегда, и сейчас она стоит достаточно остро.

Агентство развития навыков и профессий изучило опыт стран, участвующих в мировом движении WorldSkills, и определило способы внедрения в массовую практику инструментов повышения качества профессионального образования. В 2015 году в нескольких регионах страны стартовал «пилотный проект», и за два года был доработан механизм преобразований в СПО для всей России. С 2017 года началась его официальная апробация в профессиональных образовательных учреждениях по всей стране. Красноярский край начинал с демонстрационных экзаменов по 10 компетенциям. На сегодня их 77 из 225 возможных.

Демонстрационный экзамен, в первую очередь, проверяет практическую подготовку выпускника, которую он должен продемонстрировать экспертному сообществу, а не только показать уровень теоретической подготовки. Демонстрационный экзамен – это модельная ситуация, приближенная к производству, где выпускник должен показать свои навыки в условиях реальных технологических процессов.

– Но в чём выражается эта «приближённость к реалиям»? Какие критерии?

– На сегодняшний день практически во всех профессиях и специальностях по укрупнённым группам представлен формат демонстрационного экзамена с разработанными комплектами оценочной документации. Она включает техническое описание, технику безопасности, оснащение базы, на которой проходит экзамен (т.н. инфраструктурный лист), прописаны до мелочей расходные материалы, которые нужны для сдачи экзамена, система оценки, которая предполагает разноуровневый подход, и, собственно, сами задания.

Уровень сложности профессиональное образовательное учреждение может выбрать самостоятельно в зависимости от того, насколько эта компетенция представлена в их профессии или специальности. Дело в том, что есть группы профессий и специальностей, где компетенция полностью равна профессии. А есть группы, в которых компетенция – это некоторый «срез», через который можно посмотреть навыки по всей профессии. Т.е. это не равно профессии, это какая-то её часть, но, как правило, через эту часть можно понять уровень подготовки студента.

Допустим, обучение по специальности «повар-кондитер» - там предусмотрено несколько вариантов демонстрационного экзамена: можно сдать по поварскому делу, можно – по кондитерскому, там же, например, можно сдать по хлебопечению. Т.е. несколько компетенций, через которые можно посмотреть данное направление.

И есть компетенции – например, «дошкольное образование» - в которых «компетенция = профессия». То есть задание сделано таким образом, что сквозно видно всю профессию целиком.

– Демонстрационный экзамен – это универсальный «ключ» ко всем профессиям? Помните у Пушкина? «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань…»

– Демонстрационный экзамен по положениям и приказам конца 2022 года с 2023 году будут сдавать практически все выпускники профессиональных образовательных учреждений. Нет такого представления, что более передовая профессия подлежит демонстрационному экзамену, а выходящая через какое-то время в тираж демонстрационный экзамен не сдаёт. Сейчас во все государственные образовательные стандарты внесены изменения, где очень чётко показаны те профессии и специальности, которые обязаны будут сдавать демонстрационный экзамен при новом наборе. Т.е. студенты набора 2023 года все в обязательном порядке будут сдавать демонстрационный экзамен. Ну, или почти все…

Дело в том, что есть профессии и специальности, выпуск по которым прекратится в ближайшие 2-3 года. Понятно, что они обучались по другому стандарту, и здесь демонстрационный экзамен не заводится. Но таких профессий на самом деле немного.

И есть отрасли, которых демонстрационный экзамен пока никак не касается – например, медицинская отрасль или отрасль культуры. Это связано с тем, что, допустим, медицинские специальности и профессии, они очень сложные и ёмкие, и за один экзамен очень сложно охватить демонстрацию профессии. У них много образовательных модулей в процессе обучения. И пока нет единого понимания – они по каждому модулю должны сдавать демонстрационный экзамен по накопительной системе или это будет какой-то итоговый экзамен. Но, скорее всего, если опыт той схемы демонстрационного экзамена, которая запускается с 2023 года, будет достаточно успешен, то, вероятно, и в этих укрупнённых группах появится базовый уровень демонстрационного экзамена.

– Наталия Васильевна, мы с вами говорили в основном о критериях оценки и непосредственно сдаче демонстрационного экзамена. Но, во-первых, если это оценка практических навыков в условиях «максимально приближённых к рабочей реальности», где студент получит такие навыки? А во-вторых, и для сдачи самого экзамена необходимо обеспечить такие условия…

– Для этого перестраивается вся подготовка студента. Во-первых, по последнему слову техники и технологии оснащена материальная база в техникумах и колледжах, преподавательский состав обучен работать на этом оборудовании. По ряду групп профессий даже работодатель на сегодняшний день ещё не имеет такого оборудования, в этом смысле учреждение идёт на опережение, его задача – выпускать всех студентов уже с новыми навыками.

На сегодняшний день организация демонстрационного экзамена – это, во-первых, оснащение базы для учреждений СПО. У нас создана сетевая система взаимодействия, когда техникумы и колледжи, которые не имея базы, не просто сдают экзамен в мастерской другого учреждения схожего профиля, но и имеют возможность организовывать практику своих студентов на базе другого учреждения. Также сетевая связь есть между работодателем и профильным образовательным учреждением. Во-первых, это финансирование, во-вторых, это помещение. Дело в том, что некоторые виды технологического оборудования просто невозможно встроить в имеющиеся площади образовательного учреждения. Поэтому такие площадки-мастерские существуют, например, на базе работодателя или каких-то других учреждений, в том числе частных. Есть опыт таких договорённостей.

Первый шаг для учреждения при подготовке к внедрению демонстрационного экзамена – критически посмотреть на своё оснащение, чтобы обеспечить подготовку студентов, прохождение практики и сдачу самого экзамена. Потому что сдавать экзамен на оборудовании, которое ты никогда не видел и не практиковался на нём, невозможно. Мастерская должна регулярно, постоянно в течение всего образовательного процесса использоваться на благо подготовки студента. Экзамен – это конечный срез. Сдача демонстрационного экзамена ставит образовательное учреждение в условия, когда оно обязано регулярно проводить практику на оснащённых площадках и в мастерских.

– Вы также сказали, что преподаватели и мастера должны овладеть новыми навыками, новым оборудованием, чтобы потом учить студентов. Получается, демонстрационный экзамен – это в первую очередь экзамен для техникумов и колледжей (по оснащению) и их педагогических коллективов и только потом – для студентов?

– Совершенно верно. Системные изменения – это оснащение базы. Это работа с кадрами, потому что кадры действительно нужно переобучить. Чтобы получить свидетельство, большинство из экспертов (так называют преподавателей, которые участвуют в оценивании демонстрационного экзамена) должны сами демонстрировать эти навыки. Это люди в теме, которые точно понимают всё про эту компетенцию, про эту профессию, специальность, про её особенности.

Также системные изменения – это введение в оценивание экзамена работодателей. Работодатель всегда присутствовал на выпускных экзаменах, но чаще сидел в комиссии номинально и проверял, как правило, только теорию и выпускную квалификационную работу. На сегодняшний день его привлекают именно в качестве оценивающего эксперта, человека с производства, который может в режиме реального времени, изготовленный реальный продукт оценить под реальные запросы заказчика.

Это другой системный подход, с работодателями теперь приходится выстраивать работу по-другому, быть в очень тесной связи и относительно развития технологий, и относительно их оценивания, понимания, внедрения. Работодатель тоже должен понимать, как в новых условиях новое оборудование используется, и как этому обучают. Техникумы сейчас как раз перестраиваются на эту модель.

Что ещё можно отнести к системным изменениям? В работе с коллективом это, наверное, переосмысление «портрета выпускника», его образа – чем он должен владеть. На сегодняшний день ряд прогрессивных коллективов нашего края круглогодично проводят работу на осмысление. Когда появляется новое оборудование, оно влечёт за собой изменение и в самой отраслевой системе.

Возьмём сельское хозяйство. Прошлой весной я была в Шушенском, и мы разговаривали с руководителем учреждения о том, кого сейчас нужно готовить. Доярку, которая умеет руками доить корову? Эта профессия ещё есть, она никуда не ушла пока. Но кто эта доярка сегодня? Та, которая реально с ведром доит корову? Или это механизатор, который на автоматической дойке управляет технологическим процессом? И в том, и в другом случае это профессия «доярка», но навыки, которым обучают, разные.

Доярка, которая работает руками, должна всё знать про молоко, про корову, про технологию свёртывания молока и ещё чего-то – обширная категория знаний. Для неё необходимо обучение и зоологии, и биологии, большой объём знаний и практики.

Механизатору, который обслуживает доильный аппарат, по сути, объём знаний требуется меньший. Ей не нужны «глобальные» знания, её задача – разбираться в том, как работает автоматический доильный аппарат, какие кнопки нажать, что о чём свидетельствует – другой набор компетенций.

И в таком случае коллектив учреждения СПО должен вместе с работодателями, у которых есть хозяйства, которые берут студентов на практику, всё время договариваться, кого мы под той или иной профессией сегодня понимаем, кого мы готовим. Системные изменения затрагивают, в том числе, и смысловую сторону.

– Демонстрационный экзамен – это инструмент исключительно среднего профессионального образования?

– На сегодняшний день демонстрационный экзамен действительно в основном сдают в образовательных организациях, которые обучают по программам среднего профессионального образования. Но и в высшем образовании этот вопрос тоже прорабатывается. Есть пробы, когда в вузах сдают демонстрационный экзамен. Идеология демонстрационного экзамена начинает распространяться и на систему общего образования. Предполагается, что при аттестации педагогов школ и детских садов, руководителей этих учреждений и центров дополнительного образования тоже будет использоваться демонстрационный экзамен для выявления соответствия стандарту профессии. На сегодняшний день набирает силу идеология, что человек должен свои навыки показать не в выдуманных, а в реальных условиях с получением реального результата.

– Каков итог 5 лет внедрения демонстрационного экзамена в Красноярском крае?

– Нам есть чем гордиться. Более 90% учреждений, подведомственных министерству образования Красноярского края, однозначно находятся в этой технологии. На сегодняшний день к нам подключаются и учреждения высшего образования (7 примеров), есть частные и ведомственные. Потому что очевидна разница в подготовке студентов, прошедших демонстрационный экзамен, и сдающих по-старому.

Сама по себе технология демонстрационного экзамена уже прижилась и стала неотъемлемой частью системы профессионального образования. Когда мы говорим о системных изменениях, то помимо того, что уже перечислили, образовательные учреждения пересматривали свои образовательные программы, вносили в них изменения. Технологически во всех учреждениях демонстрационный экзамен стал частью образовательного процесса. У нас очень успешная практика формирования и обновления педагогических кадров, есть хорошая практика возвращения студентов-выпускников уже в качестве мастеров производственного обучения. Они готовят студентов на таком же высоком уровне, которого достигли сами.

У нас есть на сегодня 192 центра проведения демонстрационного экзамена. Это упакованная инфраструктура для того, чтобы студенты могли продемонстрировать, а преподаватели и работодатели могли дать независимую оценку квалификации выпускников. На их создание, благодаря правительству Красноярского края, были выделены бюджетные деньги. В результате учреждения СПО «приросли» новым оборудованием и расходными материалами.

Мы можем гордиться и тем, что достаточно большое количество наших подведомственных учреждений входят, в ФУМО (федеральные учебно-методические объединения) в команды разработчиков заданий для демонстрационного экзамена, в том числе для обновления ФГОС. Опыт коллег позволяет им на федеральном уровне участвовать в командах разработчиков.

В процессе работы у нас появился институт кураторов для координации действий с большим количеством образовательных учреждений региона. Мы понимали, что они рано или поздно зайдут в этот процесс, и с ними со всеми нужно работать. В каждом учреждении был выделен человек, который не просто отвечал за это взаимодействие и процессы организации, но впоследствии был наделён официальным функционалом. Благодаря нашей идее кураторы появились, в том числе, и на уровне всей страны, то есть через год после появления нашего опыта Агентство развития навыков и профессий тоже создало институт кураторов демонстрационного экзамена на территориях.

В Красноярском крае ежегодно примерно 17 тысяч студентов заканчивают обучение в профессиональных образовательных учреждениях. В 2022 году демонстрационный экзамен профильного уровня сдавали по желанию 5.903 выпускника. При этом, напомню, выпускники в таких отраслях как медицина, спорт, культура и ряд других вообще не сдают демонстрационный экзамен. Если их вычесть, то из тех, кто мог сдавать в 2022 году демонстрационный экзамен, это сделали почти 60% выпускников. Качество подготовки этих выпускников нас тоже радует. На уровне страны мы ни разу не выпадали из Топ-10. Баланс мы держим, и качество стабильно обеспечиваем с тенденцией к росту.

– Что дальше, в 2023-м?

– В наступившем году в связи с окончательной массовизацией демонстрационного экзамена сдавать его будут практически все выпускники учреждений СПО за исключением ряда специальностей, о которых я уже говорила.

Профессии существуют разные, и не все из них могут выходить на высокотехнологичное производство и соответственное оснащение базы. Поэтому демонстрационный экзамен будет иметь три уровня: базовый, профильный и уровень профессионалитета. Для обычных выпускников СПО – базовый и профильный уровни. Всё, что мы внедряли 5 лет – это профильный уровень, некая «надстройка». Это чуть больше, чем просто получить профессию. Предполагается, что этот профильный демонстрационный экзамен студенты будут сдавать по выбору, при желании проверить свой уровень квалификации.

Базовый же уровень будут обязаны сдавать все. Он не будет превышать требования ФГОС. Например, положено выпускнику по ФГОС сделать три шва сварочным аппаратом, столько он обязан сделать и на демонстрационном экзамене базового уровня. В профильном же уровне добавляются дополнительные компетенции, которыми должен владеть сварщик.

Образовательные учреждения, где хорошо оснащены базы, оптимизирован образовательный процесс, выстроены тесные связи с работодателями и есть опыт реализации новых образовательных программ, они в приоритете будут сдавать профильный уровень. Базовый уровень немного упрощён для тех учреждений, которые по ряду причин пока не могут использовать высокотехнологичное оборудование. Это касается, в частности, образовательных учреждений на севере края, куда очень сложно завозить оборудование и расходные материалы.

В 2023 году демонстрационный экзамен будут сдавать 9.870 выпускников, из них базовый – 3.500 и 6.370 (65%) – профильный. На сегодняшний день мы можем констатировать, что механизм демонстрационного экзамена прочно вошёл в жизнь и уже является нормой жизни, а не какой-то «надстройкой». Этот механизм работает в Красноярском крае достаточно слажено, благодаря институту кураторов, связке с региональным министерством образования и со всеми, кто к этому причастен. Следующий ориентир – усиление связи с работодателями для того, чтобы наши выпускники шли именно в ту отрасль, на которую отучились. То есть мы добились качества выпускаемых молодых кадров, теперь это качество должно гарантировано дойти до производства.

ПАРТНЕРЫ

АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Молодёжный центр "Новые имена" Краевая научная библиотека Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Фонд счастливые дети

Решаем вместе


Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?