«Что продемонстрировал демонстрационный экзамен»: интервью с Наталией Зимен

Прошло 5 лет с тех пор, как демонстрационный экзамен стал в России официальной формой государственной итоговой аттестации выпускников учреждений среднего профессионального образования. Он предусматривает моделирование реальных производственных условий, независимую экспертную оценку выполнения заданий, определение уровня знаний, умений и навыков студентов в соответствии с международными требованиями. О его внедрении в Красноярском крае рассказала руководитель отдела координации демонстрационного экзамена (Центр развития профессионального образования, г. Красноярск) Наталия Зимен.

– Наталия Васильевна, начнём с основ: что такое демонстрационный экзамен? Зачем понадобилась новая форма оценки выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО)?

– Демонстрационный экзамен вышел из чемпионатного движения Ворлдскиллс Россия. Это международное движение молодых профессионалов успешно развивалось в России с 2012 года. Но тогда же стало понятно – чтобы повышать общий уровень квалификации выпускаемых молодых кадров, недостаточно готовить «штучных молодых мастеров» для участия в национальных и международных чемпионатах Ворлдскиллс. Подготовка должна быть массовой, и передовые технологии, передовой опыт должны зайти в каждое учреждение. В идеале СПО сегодня необходимо обеспечить некоторое опережение подготовки студентов в сравнении с реальным производством, то есть студент, выходя из техникума или колледжа, должен не просто владеть технологиями, которые есть сегодня, но и иметь «передовой запас» на 2-3 года вперёд.

– Сегодня много говорят о профессиональной мобильности, гибкости, о том, что невозможно выучиться профессии раз и на всю жизнь. Опять же названный вами «запас» рано или поздно закончится…

– А это другая цель демонстрационного экзамена – выпускник должен не просто владеть конкретной технологией, он должен понимать вариацию: как один и тот же продукт можно изготавливать с помощью разных технологий, в связи с их сменой понимать механизм обновления и встраиваться в изменяющиеся условия.

– Чем сдача демонстрационного экзамена отличается от прежних форм аттестации выпускников?

– В России федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) традиционно предусматривал прохождение практики и сдачу выпускной квалификационной работы. Сегодня время диктует другие условия, и работодатель очень придирчиво относится к тому контингенту, который набирает. Мы знаем, что на работу в большей мере берут людей, имеющих опыт, нежели студентов-выпускников. Проблема их трудоустройства существовала всегда, и сейчас она стоит достаточно остро.

Агентство развития навыков и профессий изучило опыт стран, участвующих в мировом движении WorldSkills, и определило способы внедрения в массовую практику инструментов повышения качества профессионального образования. В 2015 году в нескольких регионах страны стартовал «пилотный проект», и за два года был доработан механизм преобразований в СПО для всей России. С 2017 года началась его официальная апробация в профессиональных образовательных учреждениях по всей стране. Красноярский край начинал с демонстрационных экзаменов по 10 компетенциям. На сегодня их 77 из 225 возможных.

Демонстрационный экзамен, в первую очередь, проверяет практическую подготовку выпускника, которую он должен продемонстрировать экспертному сообществу, а не только показать уровень теоретической подготовки. Демонстрационный экзамен – это модельная ситуация, приближенная к производству, где выпускник должен показать свои навыки в условиях реальных технологических процессов.

– Но в чём выражается эта «приближённость к реалиям»? Какие критерии?

– На сегодняшний день практически во всех профессиях и специальностях по укрупнённым группам представлен формат демонстрационного экзамена с разработанными комплектами оценочной документации. Она включает техническое описание, технику безопасности, оснащение базы, на которой проходит экзамен (т.н. инфраструктурный лист), прописаны до мелочей расходные материалы, которые нужны для сдачи экзамена, система оценки, которая предполагает разноуровневый подход, и, собственно, сами задания.

Уровень сложности профессиональное образовательное учреждение может выбрать самостоятельно в зависимости от того, насколько эта компетенция представлена в их профессии или специальности. Дело в том, что есть группы профессий и специальностей, где компетенция полностью равна профессии. А есть группы, в которых компетенция – это некоторый «срез», через который можно посмотреть навыки по всей профессии. Т.е. это не равно профессии, это какая-то её часть, но, как правило, через эту часть можно понять уровень подготовки студента.

Допустим, обучение по специальности «повар-кондитер» - там предусмотрено несколько вариантов демонстрационного экзамена: можно сдать по поварскому делу, можно – по кондитерскому, там же, например, можно сдать по хлебопечению. Т.е. несколько компетенций, через которые можно посмотреть данное направление.

И есть компетенции – например, «дошкольное образование» - в которых «компетенция = профессия». То есть задание сделано таким образом, что сквозно видно всю профессию целиком.

– Демонстрационный экзамен – это универсальный «ключ» ко всем профессиям? Помните у Пушкина? «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань…»

– Демонстрационный экзамен по положениям и приказам конца 2022 года с 2023 году будут сдавать практически все выпускники профессиональных образовательных учреждений. Нет такого представления, что более передовая профессия подлежит демонстрационному экзамену, а выходящая через какое-то время в тираж демонстрационный экзамен не сдаёт. Сейчас во все государственные образовательные стандарты внесены изменения, где очень чётко показаны те профессии и специальности, которые обязаны будут сдавать демонстрационный экзамен при новом наборе. Т.е. студенты набора 2023 года все в обязательном порядке будут сдавать демонстрационный экзамен. Ну, или почти все…

Дело в том, что есть профессии и специальности, выпуск по которым прекратится в ближайшие 2-3 года. Понятно, что они обучались по другому стандарту, и здесь демонстрационный экзамен не заводится. Но таких профессий на самом деле немного.

И есть отрасли, которых демонстрационный экзамен пока никак не касается – например, медицинская отрасль или отрасль культуры. Это связано с тем, что, допустим, медицинские специальности и профессии, они очень сложные и ёмкие, и за один экзамен очень сложно охватить демонстрацию профессии. У них много образовательных модулей в процессе обучения. И пока нет единого понимания – они по каждому модулю должны сдавать демонстрационный экзамен по накопительной системе или это будет какой-то итоговый экзамен. Но, скорее всего, если опыт той схемы демонстрационного экзамена, которая запускается с 2023 года, будет достаточно успешен, то, вероятно, и в этих укрупнённых группах появится базовый уровень демонстрационного экзамена.

– Наталия Васильевна, мы с вами говорили в основном о критериях оценки и непосредственно сдаче демонстрационного экзамена. Но, во-первых, если это оценка практических навыков в условиях «максимально приближённых к рабочей реальности», где студент получит такие навыки? А во-вторых, и для сдачи самого экзамена необходимо обеспечить такие условия…

– Для этого перестраивается вся подготовка студента. Во-первых, по последнему слову техники и технологии оснащена материальная база в техникумах и колледжах, преподавательский состав обучен работать на этом оборудовании. По ряду групп профессий даже работодатель на сегодняшний день ещё не имеет такого оборудования, в этом смысле учреждение идёт на опережение, его задача – выпускать всех студентов уже с новыми навыками.

На сегодняшний день организация демонстрационного экзамена – это, во-первых, оснащение базы для учреждений СПО. У нас создана сетевая система взаимодействия, когда техникумы и колледжи, которые не имея базы, не просто сдают экзамен в мастерской другого учреждения схожего профиля, но и имеют возможность организовывать практику своих студентов на базе другого учреждения. Также сетевая связь есть между работодателем и профильным образовательным учреждением. Во-первых, это финансирование, во-вторых, это помещение. Дело в том, что некоторые виды технологического оборудования просто невозможно встроить в имеющиеся площади образовательного учреждения. Поэтому такие площадки-мастерские существуют, например, на базе работодателя или каких-то других учреждений, в том числе частных. Есть опыт таких договорённостей.

Первый шаг для учреждения при подготовке к внедрению демонстрационного экзамена – критически посмотреть на своё оснащение, чтобы обеспечить подготовку студентов, прохождение практики и сдачу самого экзамена. Потому что сдавать экзамен на оборудовании, которое ты никогда не видел и не практиковался на нём, невозможно. Мастерская должна регулярно, постоянно в течение всего образовательного процесса использоваться на благо подготовки студента. Экзамен – это конечный срез. Сдача демонстрационного экзамена ставит образовательное учреждение в условия, когда оно обязано регулярно проводить практику на оснащённых площадках и в мастерских.

– Вы также сказали, что преподаватели и мастера должны овладеть новыми навыками, новым оборудованием, чтобы потом учить студентов. Получается, демонстрационный экзамен – это в первую очередь экзамен для техникумов и колледжей (по оснащению) и их педагогических коллективов и только потом – для студентов?

– Совершенно верно. Системные изменения – это оснащение базы. Это работа с кадрами, потому что кадры действительно нужно переобучить. Чтобы получить свидетельство, большинство из экспертов (так называют преподавателей, которые участвуют в оценивании демонстрационного экзамена) должны сами демонстрировать эти навыки. Это люди в теме, которые точно понимают всё про эту компетенцию, про эту профессию, специальность, про её особенности.

Также системные изменения – это введение в оценивание экзамена работодателей. Работодатель всегда присутствовал на выпускных экзаменах, но чаще сидел в комиссии номинально и проверял, как правило, только теорию и выпускную квалификационную работу. На сегодняшний день его привлекают именно в качестве оценивающего эксперта, человека с производства, который может в режиме реального времени, изготовленный реальный продукт оценить под реальные запросы заказчика.

Это другой системный подход, с работодателями теперь приходится выстраивать работу по-другому, быть в очень тесной связи и относительно развития технологий, и относительно их оценивания, понимания, внедрения. Работодатель тоже должен понимать, как в новых условиях новое оборудование используется, и как этому обучают. Техникумы сейчас как раз перестраиваются на эту модель.

Что ещё можно отнести к системным изменениям? В работе с коллективом это, наверное, переосмысление «портрета выпускника», его образа – чем он должен владеть. На сегодняшний день ряд прогрессивных коллективов нашего края круглогодично проводят работу на осмысление. Когда появляется новое оборудование, оно влечёт за собой изменение и в самой отраслевой системе.

Возьмём сельское хозяйство. Прошлой весной я была в Шушенском, и мы разговаривали с руководителем учреждения о том, кого сейчас нужно готовить. Доярку, которая умеет руками доить корову? Эта профессия ещё есть, она никуда не ушла пока. Но кто эта доярка сегодня? Та, которая реально с ведром доит корову? Или это механизатор, который на автоматической дойке управляет технологическим процессом? И в том, и в другом случае это профессия «доярка», но навыки, которым обучают, разные.

Доярка, которая работает руками, должна всё знать про молоко, про корову, про технологию свёртывания молока и ещё чего-то – обширная категория знаний. Для неё необходимо обучение и зоологии, и биологии, большой объём знаний и практики.

Механизатору, который обслуживает доильный аппарат, по сути, объём знаний требуется меньший. Ей не нужны «глобальные» знания, её задача – разбираться в том, как работает автоматический доильный аппарат, какие кнопки нажать, что о чём свидетельствует – другой набор компетенций.

И в таком случае коллектив учреждения СПО должен вместе с работодателями, у которых есть хозяйства, которые берут студентов на практику, всё время договариваться, кого мы под той или иной профессией сегодня понимаем, кого мы готовим. Системные изменения затрагивают, в том числе, и смысловую сторону.

– Демонстрационный экзамен – это инструмент исключительно среднего профессионального образования?

– На сегодняшний день демонстрационный экзамен действительно в основном сдают в образовательных организациях, которые обучают по программам среднего профессионального образования. Но и в высшем образовании этот вопрос тоже прорабатывается. Есть пробы, когда в вузах сдают демонстрационный экзамен. Идеология демонстрационного экзамена начинает распространяться и на систему общего образования. Предполагается, что при аттестации педагогов школ и детских садов, руководителей этих учреждений и центров дополнительного образования тоже будет использоваться демонстрационный экзамен для выявления соответствия стандарту профессии. На сегодняшний день набирает силу идеология, что человек должен свои навыки показать не в выдуманных, а в реальных условиях с получением реального результата.

– Каков итог 5 лет внедрения демонстрационного экзамена в Красноярском крае?

– Нам есть чем гордиться. Более 90% учреждений, подведомственных министерству образования Красноярского края, однозначно находятся в этой технологии. На сегодняшний день к нам подключаются и учреждения высшего образования (7 примеров), есть частные и ведомственные. Потому что очевидна разница в подготовке студентов, прошедших демонстрационный экзамен, и сдающих по-старому.

Сама по себе технология демонстрационного экзамена уже прижилась и стала неотъемлемой частью системы профессионального образования. Когда мы говорим о системных изменениях, то помимо того, что уже перечислили, образовательные учреждения пересматривали свои образовательные программы, вносили в них изменения. Технологически во всех учреждениях демонстрационный экзамен стал частью образовательного процесса. У нас очень успешная практика формирования и обновления педагогических кадров, есть хорошая практика возвращения студентов-выпускников уже в качестве мастеров производственного обучения. Они готовят студентов на таком же высоком уровне, которого достигли сами.

У нас есть на сегодня 192 центра проведения демонстрационного экзамена. Это упакованная инфраструктура для того, чтобы студенты могли продемонстрировать, а преподаватели и работодатели могли дать независимую оценку квалификации выпускников. На их создание, благодаря правительству Красноярского края, были выделены бюджетные деньги. В результате учреждения СПО «приросли» новым оборудованием и расходными материалами.

Мы можем гордиться и тем, что достаточно большое количество наших подведомственных учреждений входят, в ФУМО (федеральные учебно-методические объединения) в команды разработчиков заданий для демонстрационного экзамена, в том числе для обновления ФГОС. Опыт коллег позволяет им на федеральном уровне участвовать в командах разработчиков.

В процессе работы у нас появился институт кураторов для координации действий с большим количеством образовательных учреждений региона. Мы понимали, что они рано или поздно зайдут в этот процесс, и с ними со всеми нужно работать. В каждом учреждении был выделен человек, который не просто отвечал за это взаимодействие и процессы организации, но впоследствии был наделён официальным функционалом. Благодаря нашей идее кураторы появились, в том числе, и на уровне всей страны, то есть через год после появления нашего опыта Агентство развития навыков и профессий тоже создало институт кураторов демонстрационного экзамена на территориях.

В Красноярском крае ежегодно примерно 17 тысяч студентов заканчивают обучение в профессиональных образовательных учреждениях. В 2022 году демонстрационный экзамен профильного уровня сдавали по желанию 5.903 выпускника. При этом, напомню, выпускники в таких отраслях как медицина, спорт, культура и ряд других вообще не сдают демонстрационный экзамен. Если их вычесть, то из тех, кто мог сдавать в 2022 году демонстрационный экзамен, это сделали почти 60% выпускников. Качество подготовки этих выпускников нас тоже радует. На уровне страны мы ни разу не выпадали из Топ-10. Баланс мы держим, и качество стабильно обеспечиваем с тенденцией к росту.

– Что дальше, в 2023-м?

– В наступившем году в связи с окончательной массовизацией демонстрационного экзамена сдавать его будут практически все выпускники учреждений СПО за исключением ряда специальностей, о которых я уже говорила.

Профессии существуют разные, и не все из них могут выходить на высокотехнологичное производство и соответственное оснащение базы. Поэтому демонстрационный экзамен будет иметь три уровня: базовый, профильный и уровень профессионалитета. Для обычных выпускников СПО – базовый и профильный уровни. Всё, что мы внедряли 5 лет – это профильный уровень, некая «надстройка». Это чуть больше, чем просто получить профессию. Предполагается, что этот профильный демонстрационный экзамен студенты будут сдавать по выбору, при желании проверить свой уровень квалификации.

Базовый же уровень будут обязаны сдавать все. Он не будет превышать требования ФГОС. Например, положено выпускнику по ФГОС сделать три шва сварочным аппаратом, столько он обязан сделать и на демонстрационном экзамене базового уровня. В профильном же уровне добавляются дополнительные компетенции, которыми должен владеть сварщик.

Образовательные учреждения, где хорошо оснащены базы, оптимизирован образовательный процесс, выстроены тесные связи с работодателями и есть опыт реализации новых образовательных программ, они в приоритете будут сдавать профильный уровень. Базовый уровень немного упрощён для тех учреждений, которые по ряду причин пока не могут использовать высокотехнологичное оборудование. Это касается, в частности, образовательных учреждений на севере края, куда очень сложно завозить оборудование и расходные материалы.

В 2023 году демонстрационный экзамен будут сдавать 9.870 выпускников, из них базовый – 3.500 и 6.370 (65%) – профильный. На сегодняшний день мы можем констатировать, что механизм демонстрационного экзамена прочно вошёл в жизнь и уже является нормой жизни, а не какой-то «надстройкой». Этот механизм работает в Красноярском крае достаточно слажено, благодаря институту кураторов, связке с региональным министерством образования и со всеми, кто к этому причастен. Следующий ориентир – усиление связи с работодателями для того, чтобы наши выпускники шли именно в ту отрасль, на которую отучились. То есть мы добились качества выпускаемых молодых кадров, теперь это качество должно гарантировано дойти до производства.


 

ПАРТНЕРЫ

АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Молодёжный центр "Новые имена" Краевая научная библиотека Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Фонд счастливые дети

Решаем вместе


Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?