Деловая программа
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ:
СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КРАЯ
Вопрос обеспечения кадрами разных отраслей экономики остается одним из наиболее актуальных. Ввиду обстоятельств, связанных с внешней и внутренней политикой, сегодня как никогда раньше важно понимать, как выстроить процессы быстрой подготовки квалифицированных кадров. Профессиональное образование, стремясь оставаться актуальным, должно ответить на этот вызов.
Несмотря на то, что в Красноярском крае активно развивается система среднего профессионального образования, кадрами обеспечено только 45% промышленности, и наиболее остро кадровый голод ощущается в сфере транспорта и в оборонно-промышленном комплексе. Одним из возможных вариантов ускорения процесса подготовки специалистов видится упор на программы дополнительного профессионального образования в техникумах и колледжах, поскольку программы ДПО наиболее быстро отвечают на запросы рынка труда, и их проще реализовать. Предположительно вопрос технологического и кадрового суверенитета может решиться быстрее.
Говоря о комплексном территориальном развитии Красноярского края, следует прорабатывать стратегии для каждого макрорайона в отдельности с учетом особенностей каждого. Важно помнить про развитость инфраструктуры макрорайонов: без этого фактора инвестиционные проекты нежизнеспособны, поскольку отток населения сводит развитие на нет.
Развитию кадрового потенциала может поспособствовать комплексный подход, который на примере развития лесной отрасли представляет собой объединение усилий трех сторон: работодателя, которому недостает квалифицированных кадров и который имеет невысокий спрос на продукцию, работника, который не может купить свое жилье, и публичного образования, которое не может предоставить жилье.
Также одним из решений кадрового вопроса может стать проект, направленный на ускоренную подготовку кадров для оборонно-промышленного комплекса. Его суть заключается в реализации трех этапов: теоретическая и практическая подготовка в образовательном учреждении, практическая подготовка на предприятии и стажировка на предприятии с трудоустройством.
ПАРТНЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ЧЕМПИОНАТНОГО ДВИЖЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЫ»
Модераторы:
Лидия Иванова, директор Центра развития профессионального образования
Елена Шевчук, заместитель директора Центра развития профессионального образования
Темы обсуждения:
1. Чемпионаты профессионального мастерства: межрегиональное взаимодействие (Красноярский край – Тыва-Хакасия);
2. Совместные проекты в области профессионального развития.
Тезисы:
Тесное сотрудничество с работодателями – не только важная особенность новой концепции чемпионатного движения, но и ключевая тенденция в профессиональном образовании, обусловленная современными вызовами и потребностями экономики страны. Предприятия активнее чем когда-либо участвуют в развитии системы среднего профессионального образования: выступают в качестве экспертов на демонстрационных экзаменах, содействуют достижению кадрового суверенитета вместе с проектом “Профессионалитет”, предоставляют стажировки для победителей и призеров чемпионатов.
Участие в чемпионатах профессионального мастерства вдохновляет школьников и студентов, повышает их уверенность в собственных силах и усиливает стремление профессионально развиваться. Мотивированность участников чемпионатов и их более высокий уровень подготовки отмечают не только педагоги и родители, но и работодатели. Поэтому важным остается вопрос, как модернизировать систему профессионального образования за счет масштабирования успешных практик чемпионатного движения, чтобы все нужды работодателей были закрыты. Центры компетенций в крае пока не могут взять на себя решение этой задачи и разработать образовательную программу. Иными словами, важно понять, как выстроить взаимодействие образовательных учреждений и центров компетенций для масштабирования и распространения практик чемпионатов профмастерства.
При разработке новой компетенции важно понимать, как технология, лежащая в ее основе, соотносится с реальным производством. Региональный координационный центр в первую очередь заинтересован в инновациях и в настоящее время ведет активную работу по созданию условий для разработки компетенций и в целом развития чемпионатного движения.
Развитие и увеличение числа юниорских компетенций может поспособствовать популяризации чемпионатного движения и развитию всей системы среднего профессионального образования. Участие в чемпионатах профмастерства – это мощный и эффективный инструмент профориентации, помогающий школьникам определиться с будущим карьерным вектором. Перспективной видится идея колледжам и техникумам более активно работать со школьниками и выстраивать процессы ранней профессионализации.
Важным шагом в развитии чемпионатного движения станет межрегиональное сотрудничество РКЦ из разных субъектов России.
Сегодня студенту, чтобы стать успешным после выпуска, недостаточно освоить образовательную программу техникума или колледжа. Студентам необходимо параллельно приобретать различные навыки, в связи с чем резонно разрабатывать межмодульные программы для учреждений среднего профессионального образования.
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «КОЛЛЕДЖ-ЗАВОД»: ОПЫТ, ТРУДНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ
Модераторы:
Людмила Казакова, начальник отдела среднего профессионального образования министерства образования Красноярского края;
Оксана Юдина, директор Красноярского технологического техникума пищевой промышленности, председатель Совета директоров профессиональных образовательных учреждений
Темы обсуждения:
- Опыт создания и деятельности учебно-производственных комплексов;
- Нормативные, организационные и другие условия.
Тезисы:
На сегодняшний день решена задача обновления и модернизации МТБ в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы», организовано повышение квалификации педагогических работников, занятых в использовании МТБ. Как обустроить учебное пространство, чтобы максимально эффективно и в тоже время выгодно использовать инновационное оборудование?
В конце 2022 года подписан закон о создании учебно-производственных комплексов в техникумах и колледжах (ФЗ от 21.11.2022 N 449-ФЗ «О внесении изменений в статьи 27 и 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Согласно тексту закона, УПК создаются в образовательных организациях в целях организации практической подготовки обучающихся, предоставления первого рабочего места обучающимся и выпускникам, а также производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. За образовательными учреждениями закрепляется право оказывать обучающимся и выпускникам содействие в трудоустройстве, в том числе в профильные структурные подразделения образовательных организаций и в хозяйственные общества и партнерства, учредителями или участниками которых являются такие организации.
С точки зрения существующего законодательства запретов на создание УПК нет. С экономической точки зрения возникает много проблемных аспектов, требующих изменений с учетом специфики УПК. Это и существующая налоговая база, и трудовое законодательство.
Насколько изменения в законодательстве расширяют возможности деятельности УПК и что кардинально меняется с внесением поправок? Внесение изменений в статьи закона обусловлено сокращением сроков обучения в соответствии с актуализированными ФГОС СПО и вследствие этого наличием несовершеннолетних выпускников, которых также необходимо трудоустраивать. Одной из задач УПК становится предоставление несовершеннолетнему выпускнику первого рабочего места в соответствии с полученной профессией, специальностью.
До конца 2023 года 13 учреждений СПО (30%) планируют открытие УПК на своей базе. На базе Уярского сельскохозяйственного техникума по направлению «Сельское хозяйство» планируется к открытию 4 УПК.
Сложившуюся практику работы УПК на базе ПОУ представили Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства и Минусинский сельскохозяйственный колледж.
Практика ККСУП: УПК работает в трех аспектах, это производственная практика студентов, нацеленная на выпуск продукции, разработка реальных проектов в рамках курсового и дипломного проектирования и наставничество на рабочем месте.
Практика МСХК: хозяйственная деятельность УПК «Суходол» направлена на воспроизводство сельскохозяйственной продукции. Есть выпускники, трудоустроенные на постоянной основе.
Нормативно УПК, представленные учреждениями, организованы по разным типам.
Для более эффективной деятельности УПК необходимо агрегировать образовательную программу и бизнес-модели УПК в целях непрерывного выпуска продукции под потребности потребительского рынка.
СТАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Модераторы:
Елена Шевчук, заместитель директора Центра развития профессионального образования;
Евгения Волкова, заместитель директора Красноярского краевого Дворца пионеров
Темы обсуждения:
- Юниоры Всероссийского чемпионатного по профессиональному мастерству;
- Проект «Билет в будущее»;
- Специализированные классы.
Тезисы:
Профессиональное самоопределение – стержневая проблема в воспитании. В рамках рабочей встречи эксперты обсудили возможности входа в профессиональную карьеру через региональные проекты в профориентации.
Ключевые вопросы:
1. Школьные учителя ориентируют детей на получение высшего образования. Среднее профессиональное образование рассматривается ими только для тех, кто учится плохо.
2. Насколько система СПО готова к тому, чтобы обеспечить навигацию детей по профессиональному выбору? Насколько информационное поле наполнено нужным контентом, чтобы этот выбор можно было совершить?
3. В каком месте, где происходит формирование ценности труда, труда как смыла?
Реализация проекта «Билет в будущее» – проект ранней профессиональной ориентации (Евгения Волкова).
Цель проекта: формирование осмысленного навыка выбора своего будущего пути, в том числе профессионального, а также понимание своих сильных и слабых сторон, соотнесение своих возможностей с требованиями компетенций в рамках определенной профессии.
Методология проекта: наращивание подростком осознанной компетентности к выбору своего будущего профессионального направления.
Основная задача команды подготовки: провести ребенка от понимания рынка труда региона, отрасли к конкретным пробам и построению индивидуальной траектории.
Этапы:
1. профессиональная онлайн-диагностика;
2. серия профессиональных проб (сеть СПО);
3. профориентационные уроки;
4. работа с педагогом, который сопровождает ребенка в проекте (педагог-навигатор). Он помогает организовать рефлексию полученного опыта и построение индивидуального образовательного плана.
Основной инструмент: платформа, которая фиксирует всё, что происходит с подростком в рамках проекта и оформляется в цифровой след. Далее он может выстраивать свою траекторию на данном материале.
Сроки: начинается в сентябре, заканчивается в декабре.
Вводится профориентационный минимум, суть которого заключается в формировании программ профориентационного минимума. Он состоит из 3-х уровней (основной, базовый, продвинутый).
Источники самоопределения:
1. семья;
2. виртуальная среда;
3. школа.
Фестиваль профессий включает в себя рефлексию участия, планирование, составление траекторий развития, а также программу ранней профессиональной подготовки профориентации школьников.
Кроме наблюдения, непосредственно знакомства с профессиями, необходим деятельностный компонент, т.е. ответ на вопрос: «Что делают сами дети?».
Эффективный способ налаживания коммуникации между предприятиями и школьниками: необходим заказ на определенную работу от предприятия, которую могли бы выполнить школьники, конкретная прикладная деятельность послужит дополнительной мотивацией. По опыту Игоря Скруберта это может быть заказ, например, на изготовление спутников.
Концепция заключается в том, чтобы увидеть индустриальных партнеров, их потребность, понять, что специалист, который выходит из системы образования, владел конкретными качественными прикладными навыками по решению определенного типа задач.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Модераторы:
Лейли Дмитриенко, заместитель начальника отдела среднего профессионального образования министерства образования Красноярского края;
Наталия Зимен, руководитель отдела координации демонстрационного экзамена Центра развития профессионального образования.
Ведущий:
Данил Уфимцев, руководитель Центра оценки качества среднего профессионального образования Института развития профессионального образования
ИНТЕРВЬЮ ДАНИЛА УФИМЦЕВА «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ВЫВОДИТ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ»
Демонстрационный экзамен – относительно новая форма проверки знаний обучающихся по программам среднего профессионального образования, которая предусматривает моделирование реальных производственных задач и оценку навыков и умений студентов независимыми экспертами.
Корреспондент «1-LiNE» встретился с Данилом Уфимцевым, руководителем Центра оценки качества среднего профессионального образования Института развития профессионального образования (Москва) и постарался выяснить, что дало внедрение демонстрационного экзамена системе СПО и почему от такой формы проверки знаний выиграют все – и выпускники, и работодатели.
– Данил Александрович, расскажите, пожалуйста, в чём заключалась необходимость прихода на смену традиционным дипломным работам и выпускным экзаменам демонстрационного экзамена? Отличие лишь в практической демонстрации навыков?
– Система среднего профессионального образования (далее – СПО) имеет свои особенности, одной из которых является практикоориентированая подготовка специалистов. Необходимо, чтобы после обучения человек пришёл на предприятие и без труда смог решать производственные задачи. В последние годы у работодателей не было удовлетворения подготовкой специалистов – выпускники приходили на производство, но их нужно было переучивать, они мало что умели. Собственно, поэтому система СПО начала кардинально перестраиваться, модернизироваться, появились федеральные проекты, стала лучше материально-техническая база колледжей и техникумов. Из этого всего и сложилась необходимость в проведении демонстрационного экзамена (далее – ДЭ).
ДЭ имеет большой плюс в том, что на него приходят представители работодателей, кому очень нужны сотрудники. Они оценивают уровень владения компетенциями, и могут прямо на экзамене принять решение о трудоустройстве человека. Это и является ключевой составляющей необходимости внедрения ДЭ – на выходе работодатель может увидеть, чему конкретно научился человек.
Отмечу, что дипломы никуда не ушли. Подготовка кадров делится на две категории – подготовка рабочих и служащих, и подготовка специалистов среднего звена. Для вторых предусмотрена сдача диплома и ДЭ, а по рабочим специальностям предусмотрен практический экзамен.
– Какие задачи решает министерство просвещения, внедряя демонстрационный экзамен?
– Демонстрационный экзамен – это оценка качества подготовки кадров на федеральном уровне. Это итоговый элемент образовательной деятельности, который кардинально влияет на перестройку образовательного процесса через требования оценочных материалов и материально-техническое оснащение. Через проведение ДЭ и аналитику его результатов можно выявить слабые места подготовки обучающихся по профессиональным модулям – и здесь уже можно задать вопрос мастерам профессионального образования для того, чтобы они повышали квалификацию.
Ещё одной важной особенностью является то, что раньше образовательные организации сами разрабатывали оценочные материалы, а теперь это происходит на государственном уровне.
– Смена федерального оператора как-то повлияла на реализацию данного проекта?
– Существенно не повлияла, потому как в целом мы обеспечили преемственность перехода проекта от одного оператора к другому. Важно отметить, что сейчас вступает в силу новый порядок проведения государственной итоговой аттестации, поэтому предъявляется ряд требований к разработке оценочных материалов по всем уровням ДЭ.
В целом те направления, которые были у предыдущего оператора, в большей степени функционируют у действующего. Лучшие практики и кейсы были сохранены.
– Кто и по каким критериям разрабатывает кейсы для демонстрационных экзаменов по тем или иным профессиям и компетенциям?
– Всё решает конкурсный отбор – на него идут все разработчики. К этим людям предъявляются определённые критерии – это и взаимодействие с предприятиями, и участие в деятельности федеральных учебно-методических объединений, которые занимаются содержанием СПО. Также применяются соответствующие требования к квалификации педагогов, чтобы у них был опыт работы в системе СПО.
Добавлю, что на 2024 год у нас разработчики уже определены. С теми требованиями и шаблонами, которые разрабатывает оператор, они упаковывают содержание, необходимое для оценки требования федерального образовательного стандарта. Это необходимо для проверки того, освоил ли студент образовательную программу или нет.
– Если ПОУ не имеет необходимого бюджета, то где брать необходимые средства для закупки современного оборудования и расходных материалов?
– Образовательная организация набирает людей, чтобы подготовить специалистов по определённому направлению. Вопрос в том, на чём осуществлять подготовку актуален для самих образовательных организаций, а ДЭ проводится на том оборудовании, которое ПОУ предоставляет.
Раньше был проект с мастерскими, сейчас он перешёл в федеральный проект «Профессионалитет», оснащение материально-технической базы финансируется из федерального бюджета и из регионального за счёт работодателей – это массовый инструмент, который реализуется на федеральном уровне в ключе приоритетов региональной экономики.
И в целом из-за вступления в силу порядка проведения государственной итоговой аттестации с утверждением федеральных образовательных стандартов на региональном уровне должны пересматриваться и нормативы финансирования, включая ДЭ.
– Демонстрационный экзамен сложнее традиционных итоговых аттестаций в учреждениях СПО. Что от его сдачи выигрывают выпускники в сравнении с теми, кто обучался по такой же программе, но не сдавал демоэкзамен?
– Для обучающегося, если говорить о личной мотивации, сдача ДЭ является определением уровня своего соответствия, т.е. человек узнает, сможет ли он решать производственные задачи или ему чего-то ещё не хватает, есть пробелы. Результат работы отражает цифровой паспорт компетенций, который вручается выпускнику по итогу ДЭ. Возьмем, например, специализацию автомеханика. Есть диагностические центры, где механики выполняют различные задачи по электронике, ремонту двигателя и т.д., но в совокупности они должны уметь ремонтировать машины. На ДЭ приходят представители разных автомастерских, в которых есть дефицит специалистов тормозных систем, допустим. И уже по итогу экзамена работодатель, глядя на документ, может понять, как человек прошёл эту «проверку», что он умеет делать лучше всего, какие навыки развиты сильнее, а какие слабее.
Преимущество – в открытости для работодателя и в объективной оценке своих способностей, конечно.
– Выпускник, сдавший демоэкзамен, полезнее и востребованнее для работодателя?
– Несомненно, ДЭ – это мерило определённого качества. Это ещё и выход на новый уровень системы подготовки кадров. Те предприятия и компании, которые «подключались» к ДЭ, признают механизм объективным и независимым в плане оценки качества подготовки, поэтому могу сказать, что востребованность выпускников, сдающих ДЭ, очень высока.
По итогам 2022 года более 11 тысяч предприятий поучаствовали в этом направлении, и больше половины экспертов шли от этих предприятий. Для таких работодателей ДЭ – очень полезная история, потому что сразу складывается понимание, что сдавал или не сдавал человек через паспорт компетенций.
Каким образом привлечь работодателей в экспертное сообщество? В чем должна быть их личная мотивация и в чем мотивация руководителя, например, фермера, который отпускает с производства (в разгар страды в ущерб себе)?
– Система подготовки кадров заточена под запросы работодателей. Изначально перед тем, как дать образовательным организациям бюджетные деньги, создаётся определённый запрос. Суть в чём: работодатель говорит, к примеру, что на производство ему нужно 25 сварщиков – это вносится в карту потребности, на основе которой выдаются контрольные цифры приёма и осуществляется подготовка специалистов. Заказчик – это работодатель, и он остро нуждается в определённых людях. Если какие-то работодатели не идут в экспертное сообщество, то возникает вопрос, а действительно ли они формировали этот заказ, есть ли у них нужда в специалистах.
Понятно, что есть разные инструменты (особенно для госкорпораций) для привлечения специалистов. Один из инструментов – брать молодых сотрудников и дальше по карьерной лестнице их вести и развивать. Поэтому заинтересованность в том, чтобы предприятие было обеспечено сотрудниками и дальнейшая работа в экспертном сообществе смогла закрыть кадровую потребность работодателя.
– Когда-то про снижение качества подготовки специалистов в вузах говорили, что они «скатываются к техникумам». Вы пытаетесь демоэкзаменом и иными мерами «дотянуть» техникумы до вузов? Останется ли грань между СПО и ВПО и где?
– Разумеется, ДЭ – один из мощных инструментов развития системы СПО. Это движение вверх. Работа, связанная с внедрением ДЭ «вскрывает» проблемы, которые раньше были локальными, и выносит их на федеральный уровень. По этим проблемам выносятся определённые решения, проводятся модернизации.
Но система СПО и высшее образование – это два разных уровня образования, которые имеют свои задачи и квалификационные требования. Престиж СПО несомненно растёт – 65% девятиклассников по моей статистике изъявляют желание поступать в колледжи и техникумы, и это не может не создать определённые проблемы для вузов. Но желающих обучиться по программам высшего образования тоже достаточно, поэтому вопрос этой «грани» между системами – очень дискуссионный. Скажу, что конкуренция и борьба за выпускников школ присутствует и растёт год от года.
– Как выглядит Красноярский край на фоне других субъектов РФ в деле внедрения демонстрационного экзамена?
– Важно напомнить, что Красноярский край с самого начала вступил в пилотную апробацию по проведению ДЭ. Для региона это создало большие преимущества – преподаватели, образовательные организации и работодатели с 2017 года поэтапно начали в это дело входить и понимать, что это такое.
За счёт этого участия Красноярский край «набил руку» технически и методически по организации и проведению ДЭ. А есть регионы, которые на 3-5 лет позже «включились» и не имеют того опыта, которым может похвастаться Красноярский край.
МЕДИАЦЕНТРЫ В КОЛЛЕДЖАХ: ПРОДУКТИВНАЯ МЕДИАСРЕДА
Модераторы:
Ян Ермишов, телеведущий;
Елена Шевчук, заместитель директора Центра развития профессионального образования.
Темы обсуждения:
- В чем состоит предназначение медиацентра в колледже?
- Трудности в организации медиапространства в колледже. Пути их решения.
- На какие практики можно ориентироваться?
Тезисы:
На систему профессионального образования возлагается функция формирования общественного мнения. В качестве инструмента реализации – студенческий медиацентр, который выступает в роли креативного пространства для формирования имиджа СПО в контексте «равный равному» (студент абитуриенту).
Предлагается рассматривать медиацентр в двух смыслах: как элемент воспитательной работы и как инструмент позиционирования техникумов и всей системы в целом. Позиционированию сейчас выделяется особое внимание, поскольку образ системы СПО с советских времен претерпел сильные изменения, которые не отражены в массовом сознании абитуриентов и их родителей. Воспитательный элемент содержит в себе два аспекта: внутри и вовне. И именно студенческий формат медиацентров позволяет по-другому доносить информацию до сверстников (абитуриентов и других студентов).
Медиацентр колледжа создает более широкое медийное пространство, чем страница в социальной сети «ВКонтакте» или на сайте учреждения. Медиацентр — проекция жизни колледжа и системы в доступном виде, просто о сложном. На данный момент на наших ресурсах ищут нужную информацию заинтересованные люди (абитуриенты, родители). Задача медиацентра – делать информацию нужной.
Почему центр называется медиацентр, а не пресс-центр? Потому что там собраны все инструменты, для того чтобы активно участвовать в формировании общественного мнения по поводу профессионального образования. Неаккуратно сказанное слово, сделанное фото или информационное событие может нанести репутационный ущерб всей системе.
Ярослава Жигалова, руководитель Департамента информационной политики Сибирского федерального университета, представила опыт организации деятельности медиацентра в СФУ, а также поделилась возможными трудностями (проблемами), которые появляются перед администрацией и кураторами медиацентров:
- квалификация руководителя медиацентра;
- текучка студенческих кадров;
- преемственность медиастандартов между поколениями студентов.
Ирина Нагибина, председатель Правления поделилась опытом создания медиасообщества «PR-среда», о том, как создать творческую, и главное, свободную атмосферу в коллективе.
Анастасия Погоревич, преподаватель СФУ, член Ассоциации «PR-среда», рассказала о важности и инструментах работы с медиапространством в настоящее время, о цифрах вовлеченности в медиа-ресурсы в мире в целом и в России в частности.
Галина Федяева, президент НКО «Ассоциация мастеров», и Алексей Хвостенко, куратор творческого объединения «Твори-Гора», представили опыт школьных медиацентров и важности конкурса медиацентров, и рассказали о трудностях, с которым сталкиваются руководители медиацентров в системе общего образования.
Среди них:
- материальная база;
- навыки медиапроизводства и компетенция организации медиапроизводства;
- мотивация участников медиацентров;
- время и мотивация наставника или руководителя медиацентра.
В ходе семинара была обозначена важная проблема, с которой столкнулась система, – это квалификация руководителя медиацентра. Какими компетенциями должен обладать руководитель медиацентра? И если не обладает, где он может этим компетенциями обучиться? Ответы на эти вопросы позволят решить задачу создания сети медиацентров в колледжах. Следующий шаг – проектировочный. Что представляет собой курс обучения руководителей медиацентров? Чему там учат? И кто это может делать?
Проблемный семинар «Медиацентры в колледжах: продуктивная медиасреда»
НАСТАВНИЧЕСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА
Модераторы:
Андрей Бутенко, доцент Сибирского федерального университета;
Татьяна Иванова, главный специалист отдела дополнительного образования и работы с педагогическими кадрами министерства образования Красноярского края.
Темы обсуждения:
- Наставничество: задачи, идеи;
- Инструменты наставника;
- Нормативная база наставничества.
Тезисы:
Наставничество – жизненно важный инструмент для личностного и профессионального роста, особенно в условиях современной конкуренции на рынке труда.
В рамках круглого стола обсуждали модели наставничества в системе СПО, особое внимание уделено задаче по формированию и развитию наставничества на рабочем месте.
Тема является весьма актуальной. Ее актуальность подчеркивается тем, что Президент РФ В.В. Путин объявил 2023 год годом педагога и наставника.
К обсуждению были приглашены профессионалы, занимающиеся темой наставничества, а также российские эксперты в этом вопросе.
Татьяна Алексеева, директор Красноярского педагогического колледжа № 1, в своем докладе подняла такой важный вопрос, как адаптация. В связи с тем, что в современном мире требуются специалисты, способные работать в условиях многозадачности, так называемая «односкиллсовость» отходит на задний план, наставничество в части адаптивности доказало свою «живучесть» и перспективность.
Также была представлена модель наставничества «наставник-куратор-наставляемый», где роль наставника отдана работодателю, роль куратора – преподавателю курса, а наставляемого – студенту.
Нина Уфимцева, директор Дивногорского гидроэнергетического техникума презентовала модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, представляющую 9-шаговую систему от вхождения выпускников детских домов в ПОО до их трудоустройства через ЦЗН края на предприятия. Особенность данной системы в том, что наставник сопровождает студента не только во время обучения и в период производственной практики, но также помогает адаптироваться наставляемому на предприятии в течение 1 года с момента трудоустройства.
Геннадий Блинов, методолог, эксперт Центра развития профессионального образования выступил с суждением о перспективности модели, в рамках которой наставляемый студент переходит в позицию наставника. О том, какие преимущества он получает с точки зрения профессиональной и личностной самореализации. Также вторым важным тезисом Геннадий Блинов обозначил влияние данного явления на студенческое сообщество СПО в целом.
Вадим Чеха, профессор Московского государственного юридического института, эксперт по правовым и экономическим вопросам в сфере образования, подводя итог, обозначил статус наставника в сфере среднего профессионального образования в трех вариантах: функцией, имманентно присущей существующим педагогическим профессиям, отдельной функцией (дополнительной работой за дополнительную плату) и отдельной педагогической профессией.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ПАРТНЕРЫ
АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" | Молодёжный центр "Новые имена" | Краевая научная библиотека | Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» | Фонд счастливые дети |
Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?
© 2013-2024 Центр развития профессионального образования
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.