Третий день
► ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА «НАСТАВНИЧЕСТВО В ДВИЖЕНИИ «ВОРЛДСКИЛЛС»: МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИИ»
ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА «НАСТАВНИЧЕСТВО В ДВИЖЕНИИ «ВОРЛДСКИЛЛС»: МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИИ»
Начинался 3 день Деловой программы IX Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» Красноярского края, посвящённый краевому форуму «PROнаставничество 2021: стратегии и сценарии развития» работой презентационной площадки «Наставничество в движении «Ворлдскиллс: модели, компетенции».
Модератор площадки Елена Шевчук (заместитель директора ЦРПО) во вступительном слове кратко обрисовала роль наставничества в рамках проведения и подготовки чемпионатов «Ворлдскиллс» разных уровней. В частности, она отметила, что роль наставников берут на себя эксперты-преподаватели и так называемые компатриоты (специальные люди, отстаивающие интересы участников сборной на том или ином чемпионате).
При этом возникает интересный эффект, когда прошедший один чемпионатный цикл участник оказывается способен взять на себя функции наставника, поскольку получил своего рода «опережающую» подготовку. Вплоть до алгоритма «дети учат родителей», который всё более распространяется в обществе.
Дмитрий Гришков, заместитель директора Красноярского техникума сварочных технологий и энергетики, сам имеющий опыт наставничества в рамках чемпионатов «Ворлдскиллс», отметил, что для наставника важны не только профессиональные знания и умения, но также и эмоциональная составляющая, желание и стремление передавать свой опыт.
«Настоящим наставником можно стать только добровольно. Им невозможно «назначить». В то же время нельзя стать быстро полноценным наставником в профессиональном плане, поскольку важно перенимать опыт старших поколений постоянно, не набивать шишки, там, где можно использовать уже накопленные кем-то знания и умения. И в этом месте возникает даже своеобразный институт «сонаставников».
Павел Побережник, сертифицированный эксперт «Ворлдскиллс» по компетенции «Производство мебели», поделился своим видением, отметив, что наставник, как целостная фигура, действительно штучный товар. В чемпионатах «Ворлдскиллс» можно скорее выделить такую категорию как тренер. Причём и тренера бывают разных психологических типов. Например, тренера «и так сойдёт», тренера-трудяги, среди которых встречаются очень жёсткие, нацеленные на конкретный результат, умеющие натаскивать по конкретным хард-скиллам. Но наиболее эффективен другой тип, когда помимо конкретных технических и технологических знаний-умений конкурсанту ненавязчиво предлагаются и дополнительные софт-скиллы, например, умение анализировать ситуацию, рефлексировать свои действия и самообучаться. Такого тренера-психолога как раз и можно назвать настоящим наставником.
Галина Снисарева, старший мастер Красноярского техникума промышленного сервиса, отметила, что важно понимать наставничество не как разовые обучающие мероприятия, а как процесс взаимодействия наставника и обучаемого. Таких форм взаимодействия может быть много, в частности, в техникуме практикуется пять, и наиболее значимая форма, это «Мастер – студент». В рамках этой формы студент проходит четыре этапа: адаптация в техникуме, социализация, освоение практических навыков и приобретение практического опыта. И на всех этапах студента сопровождает наставник.
В этот момент к дискуссии в режиме онлайн подключились сотрудники Красноярского педагогического колледжа №1: Татьяна Тесленко, менеджер компетенции «Преподавание музыки в школе», заведующая отделением «Музыкальное образование» и преподаватель Ирина Худоногова.
Татьяна Игоревна отметила, что за время существования компетенции колледж вырастил уже пять национальных чемпионов «Ворлдскиллс». Эти достижения можно объяснить высоким уровнем экспертов-наставников и самой средой в которой находятся студенты. Но в том числе и передачей опыта соревнований со стороны предыдущих победителей, с элементами наставничества с их стороны. И даже скорее не опыта, сколько взгляда на ситуацию, понимания каких-то внешне не очевидных, но тонких и важных моментов, ведущих к победе.
«Почти идеальной представляется та ситуация, когда бывший чемпион или призёр является одногруппником будущих конкурсантов. Это ещё более сближает наставника с конкурсантом и демократизирует общение, повышает эффективность подготовки к чемпионату. При этом пары наставник-наставляемый формируются в том числе и через самопрезентации, свободный выбор, учитывающий психологическую совместимость».
Ирина Кузнецова, заместитель директора по учебно-производственной работе Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства, выступила также в онлайн-режиме и предложила взглянуть на практику наставничества под нетрадиционным углом зрения. Когда роль наставника выполняет не сотрудник учебного заведения или более опытный студент, а представитель работодателя, досконально владеющий необходимыми на этом производстве хард-компетенциями. Эту методику она представила участникам обсуждения на базе конкретного примера: взаимодействия колледжа с ачинским автотранспортным предприятием ООО «Град», которое занимается пассажирскими перевозками.
На сайте колледжа сформирована база наставников ООО «Град», и студент перед выходом на практику имеет возможность выбирать. Понимая в то же время, что в будущем этот эксперт будет принимать у него демонстрационный экзамен. И это оказывает дополнительное дисциплинирующее воздействие. К тому же и традиционная защита отчётов по производственной практике в колледже проходит при участии экспертов и наставников с этого предприятия. А после открытия в колледже 4-х новых мастерских удалось обратить внимание на тему сотрудничества в области наставничества и целого ряда других потенциальных работодателей.
Анастасия Овчинникова, координатор проекта «Шаг за шагом с молодыми профессионалами» рассказала о такой серьёзной проблеме, как воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в плане их будущей профориентации. Практика показала, что таким детям в среднем гораздо тяжелее осуществить обоснованный выбор будущей профессии, чем детям из полных семей. Для решения этих проблем в рамках проекта была сформирована технология «образовательный поезд», когда взрослые наставники готовят наставников из числа молодых студентов-волонтёров (лидеров движения «Ворлдскиллс») для передачи опыта подросткам с помощью системы профессиональных проб. И практика показала, что установление доверительных отношений у подростков-сирот идёт гораздо лучше с молодыми и совсем юными наставникам, нежели со взрослыми.
И на пяти площадках, образованных в рамках «Ворлдскиллс» на базе колледжей и техникумов, ведётся уже такая работа более чем со 100 детьми-сиротами по 10 компетенциям. Проект был поддержан социальными грантами на общую сумму около двух миллионов рублей и показал очень хорошие результаты, принеся пользу и детям-сиротам (они были счастливы), и волонтёрам-наставникам (получили огромный опыт), и наставникам наставников, а в итоге и всему обществу.
► КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»
КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»
Доклады оставшихся двух групп со второго дня были перенесены на третий день Деловой программы (10 декабря) и стартовали выступлением Оксаны Юдиной, директора Красноярского технологического техникума, координатора группы «Агропромышленный комплекс».
Оксана Васильевна начала с мировых трендов ближайшего десятилетия – нехватки продовольствия, пресной воды и энергии плюс проблемы пищевых отходов и выбросов углекислого газа агропромышленным комплексом, как одним из основных «вкладчиков» в глобальный парниковый эффект.
Перед системой подготовки кадров в этом контексте встаёт задача готовить далеко не традиционных специалистов сельского хозяйства, а обладающих дополнительными компетенциями, в том числе и в сфере IT-технологий.
На эти тренды накладывается и изменение психологии миллениалов: они хотят жить в городских условиях, с достаточно высоким уровнем и качеством жизни. А впереди - внедрение в АПК новых и новых технологий: автоматизации и роботизации, альтернативных и биотехнологий.
На территории края в настоящее время предприятия АПК делают ставку на автоматизацию производства и продление сроков хранения произведённой продукции, а также начинают уже внедряться технологии цифрового земледелия, переработки пищевых отходов (вплоть до полного перехода на безотходные технологии) и минимизации применения химикатов.
В перспективе АПК 4.0 сильно поменяет структуру занятости, заметно снизив потребности в низкоквалифицированном труде и кардинально усилив требования к квалификации в сфере высоких технологий. Готова ли к этому система профобразования? Пока нет, поскольку ресурсов явно не хватает. Поэтому необходимо привлечение специалистов со стороны, гибкое сотрудничество на целом ряде направлений и сетевое взаимодействие на разных уровнях образовательных систем и органов власти, как в крае, так и муниципалитетов на местах.
Завершало презентации наработок в группах выступление Галины Гавриловой, директора Канского политехнического колледжа и координатора группы «Благоустройство. Ландшафтная архитектура».
Учитывая географию профильных образовательных учреждений, Галина Адамовна сделала акцент на малые города Красноярского края. Она отметила, что в ходе исследования выявилась проблема разрозненности управления малых городов и местного самоуправления, бизнеса, образования и всех в той или иной степени заинтересованных сторон, которые занимаются или как-то причастны к благоустройству.
Были также изучены мировые и общероссийские тренды в сфере благоустройства и ландшафтной архитектуры – такие темы, как «живые города», «зелёное строительство», «зелёный город». Вызвала интерес томская идея по ландшафту. Были также проанализированы кадровые запросы от муниципалитетов и выявлен круг партнёров, которые проявили заинтересованность уже на данном этапе. В основном это главы муниципалитетов, их заместители и руководство служб заказчика. А на уровне Красноярска вышли на Управление зелёного строительства.
Дефицит кадров практически всеми участниками опросов и консультаций оценивался как «провальный». Во многом это связано с низким финансированием содержания благоустроенных территорий в дотационных регионах и малых городах. С этим также связана проблема дифференциации по малым городам (где появление асфальтовых дорожек, например, является признаком благоустройства) и крупным, урбанизированным, где действуют уже иные стандарты, когда асфальтовая дорожка считается экологически грязной, и требуются иные, экологически чистые материалы.
Выявлена была также проблема низкой вовлечённости жителей в тему благоустройства. Общественные слушанья проходят крайне редко либо носят часто формальный характер. То есть, гражданское общество в данном аспекте практически ещё и не сформировано.
В этом плане группой предлагаются такие механизмы воздействия на ситуацию, как создания коворкинга – постоянно действующей площадки обсуждения вопросов благоустройства и ландшафта, организация студенческих предпринимательских групп в этой сфере, готовых принимать соответствующие заказы, прорабатывая и навыки предпринимательства, и специальные, относящиеся к приобретаемым профессиям. А также привлечение школьников и молодёжных центров, имеющихся на территориях. В частности, к сбору, сортировке и переработке мусора. Поскольку вопрос рециклинга стоит на одном из первых мест.
В перспективе же ставки будут сделаны на экологичность, безопасность, удобство пользования, лёгкость очистки и привлекательный внешний вид.
В процессе обсуждения доклада выявилась и главная идея, вокруг которой была сформирована группа: Решать эффективно кадровые проблемы, минимизировать и даже ликвидировать кадровые разрывы можно только на привлекательных для жизни территориях с высокими культурными и экологическими составляющими уровня жизни. В такие регионы и населённые пункты, как безусловно легче привлекать специалистов извне, так и проще удерживать в них выпускников региональной системы профессионального образования.
► КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ: МОДЕЛИ, СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ»
КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ: МОДЕЛИ, СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ»
Дискуссию начал Геннадий Блинов, эксперт в области образования и модератор площадки. Он заявил проблему определения «кто же такой наставник?» в современной ситуации быстрой смены парадигм и изменения карьерных траекторий, происходящих на фоне модернизации учебных заведений.
«Традиционно наставник, это то, кто «знает, как» и обладает необходимым набором знаний и компетенций, а наставляемый «не знает, как», не обладает и должен в себя всё это впитать. Жизнь очень сильно разрушает этот шаблон, делая ситуацию в значительной степен «плавающей», - сделал пас участникам Геннадий Николаевич.
Александр Аронов, ведущий научный сотрудник Московского городского педагогического университета, плотно отработавший три дня в качестве эксперта почти во всех дискуссиях и круглых стола Деловой программы, высказал «мнение со стороны». У него создалось впечатление, что наставничество в Красноярском крае это в какой-то мере «сирота» в системе профобразования. И продвигается эта тематика во многом благодаря усилиям Лидии Ивановой и ЦРПО, которые находят союзников и единомышленников в ряде учебных заведений и системе «Ворлдскиллс».
В то же время, действительно, позиция «сверху вниз» из наставничества всё больше уходит, поскольку молодёжь порою быстрее осваивает новые технологии. И здесь наставничество постепенно может распадаться на такие составляющие, как тьюторство, коучинг, решение кейсов, реализация проектов и др. В рамках которых происходит в какой-то степени взаимное обучение и коллективное обучение. То есть, в данном случае, наставник – это не столько более опытный в профессии, сколько обладающий специальными организаторскими компетенциями.
«В условиях быстрой смены требований к компетенциям, когда переобучение требуется уже через три-четыре года, наставничество может стать как раз тем эффективным инструментом, который позволит сокращать квалификационные разрывы между новыми работниками и опытными», – отметил Данил Дятлов, начальник отдела по обучению и развитию персонала ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва
При этом наставничество может быть, как формализованным (выстроенным по локальным нормативным актам и с соответствующей мотивацией наставников), так и стихийным (в ходе производственного процесса). В ходе формализованного процесса наставнику необходимо оказывать методологическую помощь, поскольку он не является педагогом, а обычно представляет рабочие профессии, и потому редко может систематизировать передаваемые знания.
При этом важна как материальная, так и нематериальная мотивация наставников. В частности, зачисление в кадровый резерв, поощрения, благодарности, защита от выгорания и другие формы, применяемые в коллективе ОАО «ИСС).
Елена Булах, директор Енисейского педагогического колледжа, выразила уверенность, что наставничество, это вполне современный тренд, который весомо влияет на развитие системы подготовки кадров. Кроме того, это ещё и основа для развития корпоративной культуры, и во всё большем количестве организаций и учреждений наставником быть престижно.
В колледже всё более формализуют это направление, проводят ежегодные конкурсы и со следующего года начнут вручать статуэтки (своего рода «Оскары») «Наставник года» в различных номинациях. В 2021 году колледжу был также присвоен статус национальной пилотной площадки. В её рамках реализовывалась программа «Траектория сотрудничества» по проблемам адаптации в новом коллективе и новой образовательной среде. Причём, не только по направлению «педагог – студент», но и «педагог – педагог».
Неформализованное наставничество очень выручило педагогов колледжа, попавших в сложную ситуацию, когда в 2020 году из-за пандемии было введено дистанционное обучение. В коллективе нашлось несколько специалистов, обладавших необходимыми техническими и организационно-методологическими знаниями, которые провели серию интенсивных семинаров, выступили своего рода кризисными наставниками и, можно сказать, спасли ситуацию. При этом многие наставнические пары и группы хотя и возникали стихийно, но после снятия остроты проблемы продолжили свою работу, став своего рода инструментом саморазвития коллектива педагогов.
Татьяна Куликова, заместитель директора по учебно-методической работе Ачинского педагогического колледжа рассказала о пятилетней практике подготовки конкурсантов учебного заведения к чемпионатам «Молодые профессионалы». Ведь в колледже рассматривают эту наставническую работу как целую систему опережающего профессионального становления будущего специалиста. Сформированы команды экспертов-наставников, действующие по наработанным технологиям и методикам.
Далее к дискуссии из Москвы подключился Владимир Никольский, доктор философских наук из проектного центра Московского политехнического университета. И он предложил именно такой угол зрения на наставничество: подготовка «студентов-технарей» к проектной работе. В том числе и с помощью программы подготовки наставников, разработанной в академии наставничества СКОЛКОВО.
«Существует чёткая граница между такими понятиями, как эксперт, тренер и наставник. Эксперт и тренер знают, как, но не обязаны уметь. А вот наставник – это именно носитель соответствующей компетенции, но ещё и обладающий педагогическими навыками. У него есть собственный опыт соответствующей деятельности и этот опыт отрефлексирован, готов к передаче. И очень важный момент. Крайне желательно, чтобы и наставник, и обучаемый были увлечены предметом обучения, «горели». Именно тогда и возникает та «химия», которая делает передачу опыта наиболее эффективной».
На эмпирическом опыте более чем 80-ти действующих наставников была разработана модель компетенций идеального наставника и механизмы для его рефлексии. В частности, институты «наставника наставника», группы наставников, сообщества наставников.
Наталья Лукьянченко, доцент кафедры психологии и педагогики Сибирского государственного университета науки и технологий им. М.Ф. Решетнёва, выступая в завершение дискуссии отметила, что при всей алгоритмизации и цифровизации по-прежнему «человеку нужен человек». Нужна обратная связь и общение двух субъектов одного процесса. Причём, иногда даже важно оказывать некое сопротивление наставнику. Кроме того, существуют и теневые стороны в психологии наставничества, когда наставник может испытывать чувство ревности к успехам ученика («эдак, он станет круче меня») и начинает подсознательно препятствовать его продвижению в профессии. И с этим тоже надо работать, формируя у наставников ощущение миссионерства: «Мой ученик пошёл дальше меня – я справился со своей миссией»...
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ПАРТНЕРЫ
АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" | Молодёжный центр "Новые имена" | Краевая научная библиотека | Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» | Фонд счастливые дети |
Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?
© 2013-2024 Центр развития профессионального образования
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.