Второй день
► ДИСКУССИЯ «ИДЕИ, МЕХАНИЗМЫ, МОДЕЛИ СИНХРОНИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЭКОНОМИКИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ДИСКУССИЯ «ИДЕИ, МЕХАНИЗМЫ, МОДЕЛИ СИНХРОНИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЭКОНОМИКИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Второй день работы Деловой программы круглого стола открылся интересной дискуссией, название которой — «Идеи, механизмы, модели синхронизации потребностей экономики и результатов профессионального образования» — не даёт, пожалуй, полного представления об интереснейшей содержательной части.
Ведущий, Максим Гуревич, начиная дискуссию, в частности отметил, что у системы среднего профессионального образования имеется весомый козырь по сравнению с высшим образованием — значительно большая привязка к актуальным потребностям рынка труда, лучшая связка с интересами конкретного работодателя. Но вот, может ли государственная система образования в принципе удовлетворять кадровые запросы экономики?..
«К сожалению, мы сейчас явно ощущаем дисбаланс, разрывы между тем, что нужно и востребовано, и тем, что готовит наша система профессионального образования любого уровня. Эти разрывы и дефициты мы ощущаем со слов самих предпринимателей и видим соответствующие тенденции на целом ряде территорий края. Убеждена, что проблема кроется где-то в «запятых»: «Казнить нельзя помиловать». И таких «запятых» в нашем законодательстве, я полагаю, немало. Так что, я думаю, наши встречи и дискуссии принесут большую пользу и министерству экономики, и особенно краевой системе образования, помогут правильно расставить эти «запятые», — рассказала о своём видении ситуации Светлана Сидельникова, заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края.
Олег Базер, заместитель генерального директора Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) поделился ощущением, что система образования вряд ли когда-нибудь сможет удовлетворить всем ожиданиям, полностью соответствовать и ликвидировать все разрывы и дисбалансы. Системе образования нужны единые подходы, стандарты в различных профессиях и единые инструменты измерения уровня подготовки. И движение «Ворлдскиллс» максимально соответствует этим трендам. Красноярский край принимает активное участие в этом движении и за последние годы заметно продвинулся в медальном зачёте, поднявшись на шестое место в РФ и успешно участвуя в международных соревнованиях. А чемпионаты «Ворлдскиллс» - это один из важных индикаторов, показывающих общий уровень системы образования в регионе. Ведь для того, чтобы один человек получил медаль на чемпионате, через систему, её инфраструктуру, через отборы разного уровня должна пройти масса людей. Отметил Олег Эдуардович и успехи юниорского движения, которое помогает школьнику сделать более осмысленный выбор, а не следовать исключительно напутствиям родителей.
Наталья Зубарева, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства взглянула на ситуацию с позиций агробизнеса: «Имеется такое представление, что сельское хозяйство – это отсталая, изолированная от других отрасль. И когда я обращаюсь в какое-нибудь учебное заведение в поисках кадров, мне говорят, что не по адресу, «обращайтесь в сельскохозяйственный колледж». Между тем, у нас первая в России роботизированная карусель – 72 робота доят коров без доярок, 8 тысяч голов скота, трудятся 416 работников и ожидается поставка второй карусели…».
Наталья Владимировна отметила, что это оборудование, снабжённое целым комплексом компьютерных программ, обслуживают молодые ребята, в том числе айтишники. В то же время, из-за возникших в системе образования перекосов, стало невозможно найти целый ряд специалистов традиционных сельскохозяйственных профессий, и приходится вести поиски по всей России. Плюс ещё одна давняя проблема: всё больше молодёжи притягивает город, лишая село рабочих рук.
Людмила Казакова, начальник отдела среднего профессионального образования министерства образования Красноярского края сообщила, что в системе СПО на территории края функционируют 94 учреждения (из них 54 входят в систему министерства образования края), это свыше 70 тысяч студентов и более 500 показателей, которые нужно постоянно мониторить. Система очень сложная и потому требует расширенного аппарата описания, обработки большого массива данных. И вот уже полтора года идёт работа по созданию автоматизированной информационной системы управления профессиональным образованием на программной базе 1С. В 2022 году планируется завершить уже второй этап этой работы, когда отчётная информации из ряда учебных заведений будет поступать в общую базу автоматически. А когда система эффективно заработает в целостном виде, то кардинально облегчит, как отчётность образовательных учреждений, так и высвободит время сотрудников министерства для ведения непосредственно аналитической работы.
«Я теперь понимаю, насколько «Ворлдскиллс» классная вещь, позволяющая детям попробовать себя в действии, оценить «насколько это моё» - та или иная профессия, - отметила Елена Александровна. - Я считаю, что сейчас мы не выбираем профессию на всю жизнь, мир стал шире и динамичнее, и её можно поменять в любом возрасте», — поделилась Елена Ронгонен, директор по персоналу группы компаний «IT-парк «Питерский мостик» и доцент кафедры управления человеческими ресурсами СФУ.
Максим Гуревич отметил, что Елена Ронгонен затронула ту грань, которая пока не была предметом обсуждения, – соотнесение интересов территорий, экономики, образования, крупных компаний и малого бизнеса с интересами личности, отдельно взятого человека.
Оксана Лопатина, руководитель производственно-торговой компании «Фабрика идей», поделилась своими опасениями: «У меня возникает ощущение, что всё меньше и меньше людей готовы идти на предприятия работать руками, производить что-то реальное, а не в виртуальном пространстве. Здесь явно возникает какой-то перекос». По её мнению, очень мало выпускников, получивших в СПО некую техническую профессию, работают потом по этой специальности. («У меня на предприятии таких всего два человека – остальных ищем любыми возможными способами, часто непонятно где».) Необходимо чаще проводить круглые столы, собираться вместе представителям образования, краевых министерств, предпринимателей и муниципалитетов, не раз в год, а даже раз в месяц. «Тогда и материала для аналитики будет больше и время сэкономим на годовом итоговом мероприятии, приуроченном, как сейчас, к чемпионату «Ворлдскиллс», - считает Оксана Ивановна. - И я, кстати, готова организовывать экскурсии на своё предприятие всем желающим».
Олег Базер подвёл краткие итоги дискуссии, отметив, что, хотя интересы и цели у всех её участников разные, но решать проблемы нужно совместно. Ведь мир меняется всё быстрее, и пока обсуждаются и внедряются новые программы, оказывается, что надо работать уже с новой, неожиданной подчас проблематикой. Поэтому на региональном уровне людям, принимающим решения, необходимо учесть всё разнообразие мнений и интересов, но найти при этом некий оптимум. Но ни в коем случае не пытаться сделать это на дальнюю перспективу. Что в то же время не отменяет ни важности долгосрочного прогноза и планирования, ни футуристических предположений и инсайтов. А тот массив подготовки и переподготовки кадров, который сейчас имеется, он вполне позволяет решать текущие задачи. Пусть и далеко не идеально.
► ДИСКУССИЯ «ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ: ОРИЕНТИРЫ И ПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
ДИСКУССИЯ «ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ: ОРИЕНТИРЫ И ПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Второй день Деловой программы Чемпионата продолжила тематически важная дискуссия «Обновление системы подготовки кадров: ориентиры и проектные предложения»
Лидия Иванова, директор ЦРПО, отметила, что дискуссия будет состоять из двух частей, в первой из которых заместитель министра образования Красноярского края Ольга Никитина представит ориентиры, которые были обсуждены при разработке концепции профессионального образования на среднесрочный период. А вторая часть – это рабочая встреча, в которой примут участие: модератор встречи и руководитель Центра бизнес-компетенций Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства Владимир Ворошилов, директор Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства Владимир Батурин, генеральный директор Центра «Мой бизнес» Александр Граматунов и Павел Боргояков, директор Центра поддержки общественных и предпринимательских инициатив в г. Красноярске. Кроме того, на связи эксперты: Даниил Добрынченко, представитель СКОЛКОВО и Александр Аронов, представитель Московского государственного педагогического университета.
Ольга Никитина обозначила две позиции. Первая – необходим комплекс компетенций, связанных с адаптаций на производстве, в рамках существующей экономики. Вторая – навыки предпринимательства, которые сегодня чрезвычайно важны. А важным критерием востребованности образовательных программ является готовность инвестировать в них со стороны бизнеса. И конечно же важна поддержка со стороны властей. При поддержке председателя правительства Юрия Лапшина в Законодательное собрание внесён закон, увеличивающий финансовую поддержку и стимулирование движения «Ворлдскиллс» на территории края в три раза. В то же время, в условиях быстрых изменений, роста неопределённости, ключевой становится не только роль министерства, но и самих образовательных учреждений. В качестве примера можно привести Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства, где в рамках программы, внедряемой последние два года с помощью СКОЛКОВО, учебное заведение само зарабатывает деньги и вкладывает их в развитие материальной базы.
«Среди учреждений СПО существует серьёзное расслоение. Есть группа лидеров, которые идут вперёд и ищут практики и способы работы, есть группа «середнячков», а есть группа выпадающих из развивающего контекста, которым «лишь бы день простоять да ночь продержаться». Но сегодня, если учебное заведение не будет иметь амбиций, формировать команды под конкретные проекты и отношения с работодателями, то в завтрашний день войти будет невозможно», – напомнила замминистра образования края Ольга Николаевна Никитина.
Даниил Добрынченко отметил, что план, который был сформирован для краевой СПО в 2019 году, в целом можно считать реализованным. Он поблагодарил те колледжи, которые активно включились в программу, а также краевое правительство в целом и причастные министерства за понимание важности этой работы.
Далее Владимир Ворошилов открыл вторую часть дискуссии, посвящённую предпринимательским компетенциям, презентацией достижений Колледжа сферы услуг и предпринимательства. Он в частности, отметил, что эффективность людей, которые начинают заниматься бизнесом, в среднем не очень высокая. И в Красноярском крае с этим ситуация ещё более сложная, так как мы исторически более индустриальный регион с соответствующими традициями. И в связи с этим важно отслеживать дальнейшую судьбу выпускников, чтобы делать соответствующие выводы при модернизации процессов обучения. Так, например, заметно выделяется группа проблем, связанных с софт-компетенциями (способностями коммуницировать, формировать совместные цели и задачи). И вторая большая проблемная область, это психологическая установка на стабильность как ключевую ценность. В то время, когда мир всё быстрее меняется, а стабильности становится всё меньше и меньше, эта установка вступает в явное противоречие с основными трендами.
В колледже сформирован Центр компетенций «Бизнес. Начало». Главный продукт этого Центра – грамотно составленный бизнес-план. Это важный навык, но практика показала, что большинство таких бизнес-планов редко могут реализоваться на практике. Поэтому в колледже организованы такие своего рода лаборатории, где студент может попробовать реальную востребованность своего проекта на рынке, например, произведя какую-то продукцию в мастерской и посмотрев, как она «заходит». Кроме того, создана своего рода зонтичная структура для студентов – ООО «Предприниматель», под крышей которой они могут отрабатывать собственные бизнес-циклы. Однако, практика показывает, что и тут мало у кого получается с первого, второго и даже третьего раза, и многие выпускники склонны уходить в сферу самозанятости.
Главная амбиция колледжа в том, чтобы стать общекраевой бизнес-структурой для молодёжи, обучающейся в СПО, дополнив другие уже существующие институты - краевой и муниципальный центры поддержки малого бизнеса, Центр профобразования (ЦРПО) и другие.
Александр Граматунов рассказал вкратце о работе центра «Мой бизнес», автономной некоммерческой организации, учреждённой правительством Красноярского края: «Это площадка, где предприниматели и граждане, юридические лица имеют возможность в режиме одного окна получить все необходимые услуги для начала ведения предпринимательской деятельности, отметил Александр Сергеевич. - На сегодняшний день мы оказываем 311 востребованных услуг: консалтинговых, образовательных, финансовых».
Он также сообщил, что в 2021-м году был сделан заметный акцент на работу с молодыми предпринимателями. В этой связи проводятся, в частности, кейс-чемпионаты, предпринимательский марафон, конкурс бизнес-идей и конкурс «Молодой предприниматель России».
Выступление Александра Граматунова дополнил Павел Боргояков, рассказав о приоритетах в работе Красноярского городского центра поддержки общественных и предпринимательских инициатив. Он подчеркнул, что с прошлого года Центр распространил формы поддержки не только на предпринимателей, но и на некоммерческие организации и, что самое важное, на физических лиц – будущих предпринимателей и работников социальных проектов. Кроме того, по указанию главы города в 2022 году на базе Центра будет открыто направление поддержки молодёжных инициатив и налажено сотрудничество с целым рядом учебных заведений системы СПО.
Даниил Добрынченко порадовался успешной реализации краевой программы, которая так напряжённо обсуждалась в 19-м году совместно со специалистами СКОЛКОВО. Никаких сомнений в правильности выбранного пути не осталось, считает он. Это и создание центров компетенций, в том числе в сфере предпринимательства. Но за всей этой работой необходимо иметь в виду и самый высокий уровень, когда речь идёт уже не о бизнес-проектах, а о предпринимательских проектах, основанных на инновационных решениях. Причём, не только «железного», механического направления, но и в гуманитарной сфере (культуры, НКО), сфере бизнес-моделирования, ведь процессы «опредпринимательствования» здесь тоже очень важны и востребованы. И кроме того, крупные компании всё больше начинают требовать предпринимательских компетенций от своих сотрудников. Особенно это значимо на фоне растущей социальной ответственности корпораций, требующей всё больше специалистов соответствующего профиля.
Александр Аронов отметил, что до сих пор дискуссия шла на «организационном» языке, а Даниил Добрынченко перешёл на «деятельностный». И тут важно определиться. Что является идеалом? Отдельно взятый предприниматель, как некая конечная цель, или серийное предпринимательство с рядом позиций, необходимых, чтобы перейти к искомой «высшей стадии» - технологическому предпринимательству? И тогда, может, и обнаружатся искомые дефициты и «разрывы».
Лидия Иванова напомнила про конкурс «Золотой кадровый резерв», где «полнота» задавалась тем, что отбирали кадры для трёх сфер: общественной, предпринимательской и управленческой и доучивали их в школе кадрового резерва. И сейчас можно уже говорить о таких форматах, как «Школа сибирского предпринимательства», например. С выходом за рамки одного региона. И тогда полнота задавалась бы масштабом самой задачи, а сложение усилий отдельных сибирских регионов, имеющих много общего, породило бы тот самый синергетический эффект.
Александр Аронов согласился, что «Золотой кадровый резерв» - это была, безусловно, интересная инициатива, но сейчас более актуально выглядит не школа, а инициатива на уровне некоего хозяйствующего субъекта, который строит под свою деятельность небольшие города и учебные заведения, формирует собственную экосистему. И обеспечивает эту самую полноту позиции коммерческой деятельностью.
Владимир Батурин поблагодарил Даниила Добрынченко за совместную работу со СКОЛКОВО в 2019 году, которая вылилась в целый ряд реализованных Колледжем сферы услуг и предпринимательства программ, позволивших и усилить работу по развитию уровня предприимчивости в среде студенчества, и заработать в рыночных условиях на модернизацию. «И теперь, благодаря всем этим начинаниям, у нас в колледже - 10 центров компетенций, - отметил Владимир Батурин. - И каждый центр оснащён современными мастерскими».
Андрей Бутенко, представляющий Сибирский федеральный университет, призвал кооперировать усилия, добиваясь синергетических эффектов, на разных уровнях: «Эта задача, мне кажется, более соразмерна консорциуму, в который входят вуз, подразделения researching development промышленных партнёров, техникумы и колледжи».
«Не следует забывать тему менторства и наставничества. У нас много успешных предпринимателей, которые реализуют свою деятельность на территории Красноярского края и могут делиться своим опытом. Они пользуются нашими услугами, создают новые рабочие места, могут и должны подавать молодёжи пример, работать с нею», – призвал генеральный директор Центра «Мой бизнес» Александр Граматунов.
Павел Боргояков заострил внимание на том, что практически 90% предпринимателей всех возрастов и квалификаций говорят о том, что чувствуют себя в бизнесе одинокими. И здесь важно оказать психологическую поддержку, чтобы снижалось это ощущение: «В случае чего я останусь один». «А что касается предприимчивой молодёжи, нам надо в городе иметь некий «деканат», куда в случае любой непонятной ситуации можно прийти спросить, как, что и почему. Как в университете».
Ольга Никитина добавила, что рано почивать на лаврах. Да, созданы 60 мастерских (это 7-е место в России). Успех. «Но мы часто неэффективно используем ту базу, которую создали. Они часто простаивают эти мастерские».
Кроме того, необходимо сотрудничать с внешними силами, фондами, организациями, использовать их потенциал, выходить за пределы «длинных» образовательных программ, не считать только их основной задачей.
В завершение дискуссии Владимир Ворошилов на правах модератора объявил о важном событии - подписании Соглашения о взаимодействии между Красноярским колледжем сферы услуг и Центром «Мой бизнес». (После чего Соглашение было подписано В.В. Батуриным и А.С. Граматуновым.)
Александр Граматунов в своём выступлении подчеркнул, что это соглашение - отнюдь не рамочный, а абсолютно рабочий документ. В нём есть конкретный план мероприятий, план совместной работы.
► КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»
КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»
Второй день дискуссий Деловой части Чемпионата (9 декабря) завершил круглый стол «Направления модернизации профессионального образования в соответствии с потребностями экономики региона».
Свои наработки на круглом столе презентовали представители рабочих групп, сформированных по отраслевому признаку: «Агропромышленный комплекс» (координатор - Оксана Юдина, директор Красноярского технологического техникума пищевой промышленности), «Лесопромышленный комплекс» (координатор - Марина Таргонская, директор Красноярского политехнического техникума), «Производство машин и оборудования» (координатор - Ирина Магомедова, директор Красноярского техникума промышленного сервиса), «Информационные технологии» (координаторы – Тамара Берлинец, директор Канского технологического колледжа и Александр Войнов, директор Красноярского колледжа радиоэлектроники и информационных технологий), «Благоустройство, ландшафт» (координатор – Галина Гаврилова, директор Канского политехнического колледжа).
Первой представила работу своей группы Марина Таргонская. Она отметила, что в группе тщательно изучили ведущие мировые тренды в образовательных процессах и лесной промышленности, проанализировали состояние дел в лесной отрасли Красноярского края, провели консультации с рядом ведущих вузов и НИИ региона, муниципалитетами «лесных» территорий и крупнейшими лесодобывающими и лесоперерабатывающими предприятиями. Были также изучены новые технологии в сфере ЛПК, ведущие и новые профессии, такие как «цифровой таксатор», «оператор беспилотных летательных аппаратов» и др.
Был также проведён анализ рынка труда и определены «разрывы» (структурные, конъюнктурные – количественные и качественные и временнЫе) между потребностями ЛПК в специалистах и системой профобразования, их готовящей.
«Мы пришли к выводу, что крупному бизнесу нужны узкие специалисты, а малому бизнесу – универсальные, обладающие мультикомпетенциями. Кроме того, растёт спрос в отрасли не только на хард-, но и диджитал-, софт- и социальные компетенции», – рассказала Марина Витальевна Таргонская, директор Красноярского политехнического техникума.
Уже сейчас профильные учебные заведения готовят выпускников в рамках проектных групп по заказам работодателей по модели контрактного обучения с использованием технологии карусельного образовательного конвейера. Предполагающего, в частности, 4-кратный набор за один год и высокую вариативность образовательных модулей. В рамках флагманской программы отрабатывалась и новая профессия: технолог контрактного производства.
Будущее профильных учебных заведений участникам группы видится в формате «Центра опережающих технологических компетенций», где ключевым является слово «опережающих». И это действительно реальность, поскольку в ходе переговоров с руководством ряда лесных предприятий выяснилось, что они порою слабо представляют себе кадровые перспективы в увязке их с современными мировыми трендами в отрасли. В частности, с появлением в ближайшее время целого набора технологий по производству принципиально новой продукции и лесоматериалов. И эти технологии уже доступны для среднего профессионального образования.
Вслед за «лесниками» свою исследовательскую работу презентовала группа «Производство машин и оборудования», представляющая 11 учебных заведений СПО.
Ирина Магомедова в качестве докладчика обрисовала круг проблем и задач, изученный группой. И начала с того, что обозначила направления цифровой трансформации промышленности. Такие, как умное производство, цифровой инжиниринг, «продукция будущего», новая модель занятости. По её словам, были проведены консультации с целым рядом крупных и средних предприятий и компаний данного сектора экономики, изучены перспективы автоматизации и роботизации, внедрения новейших видов сварочных технологий, производство печатных плат, беспилотные технологии, цифровые двойники, применение искусственного интеллекта, биодобыча (использование микроорганизмов для извлечения металлов), расширение объёмов экопроизводства и бережливого производства и др.
Все эти направления были разделены по временным перспективам на «современные», «через 6 лет» и «через 6-20 лет». Причём со временем целый ряд этих направлений будет смешиваться в рамках одной профессии или даже специальности. Что наиболее актуально для малого и среднего бизнеса.
Всё это потребует соответствующих изменений в системе образования. Уже сейчас не хватает специалистов, владеющих новыми технологиями, и в ряде колледжей даже нацеливают первых выпускников, подготовленных по этим специальностям, оставаться в учебном заведении для педагогической работы по данному профилю. Определённые заделы в учебных заведениях уже имеются. И технологические, и кадровые, но много ещё и проблем. Не хватает, например, целого ряда компетенций по внедрению в обучение уже действующих на производстве новых технологий. Что требует более широкого взаимодействия учебных заведений с живыми производствами, обмен опытом и создания в перспективе сетевого образовательно-демонстрационного центра. С участием также и высшей школы, и научных центров.
Ринат Ханбеков, менеджер проектов по продаже оборудования международной компании «Митутойо» (российского филиала), рассказал по просьбе Ирины Магомедовой о налаженном сотрудничестве с учебными заведениями Красноярского края. Он отметил, что компания производит оборудование для измерений геометрии и управления качеством в машиностроении. Достигнута договорённость о создании в Красноярске передового центра цифровой метрологии по подготовке специалистов соответствующего профиля, которых сейчас катастрофически не хватает в отрасли.
В ходе завязавшегося обсуждения были высказаны разные мнения представителей министерств экономики и образования, экспертов, а Лидия Иванова, директор ЦРПО, предложила в связи с разностью подходов и мнений создать в рамках группы широкую коммуникативную площадку, где можно было бы вырабатывать наиболее эффективный вектор дальнейшего движения группы, совместно с представителями отрасли и экспертного сообщества.
Следующей свою концепцию представила группа «Информационные технологии». Докладчиком выступила Светлана Гончарова, заместитель директора Канского технологического колледжа. Она, в частности, отметила, что IT-технологии зашли уже во все отрасли: от медицины до машиностроения и сельского хозяйства. А потому возрастает востребованность и соответствующих специалистов.
Причём для Красноярского края характерна востребованность «айтишников» не в самой IT-отрасли, которая развита относительно слабо, а именно в других отраслях экономики и социальной сфере. На территории региона подобных специалистов готовят 9 учебных заведений СПО и три вуза. И практически все эти заведения приняли участие в опросе работодателей.
Выяснилось, что далеко не все выпускники идут работать по специальности, но доля таковых за последние три года заметно снизилась. Кроме того, во многом дефицит IT-специалистов помогают снизить ускоренные программы обучения.
Опросы работодателей показали, что в тренде сейчас администрирование баз данных и кибербезопасность, что востребовано всеми видами бизнеса: крупным, средним и малым. А на горизонте до 6 лет ситуация уже более вариативна. В то же время дальняя перспектива (до 20 лет) у большинства опрошенных вызывает большие сомнения – настолько быстро идут в цифровой сфере изменения. Но в первом приближении можно выделить такие «долгоиграющие» направления, как «поддержка мобильной коммерции», «цифровые возможности для бизнеса», «технология больших данных», «технологии виртуальной и дополненной реальности», «бессерверные вычисления» и «Интернет вещей» для среднего бизнеса.
Разброс и разнообразие технологий велики, и потому профильным учреждениям СПО необходимо находиться в плотном контакте с работодателями, как в сфере большого, так и средне-малого бизнеса, а в чём-то даже и опережать их текущие кадровые потребности, готовить «специалистов будущего».
Александр Войнов, директор Красноярского колледжа радиоэлектроники и информационных технологий, дополняя доклад, особо отметил, что в сфере подготовки кадров для IT-технологий трудно работать именно на экономику конкретного региона, поскольку специфика удалённой работы позволяет сотрудничать с работодателями чуть ли не по всему миру. К тому же специалисты цифрового профиля востребованы кроме экономики также и в социальной сфере.
На территории края необходимо создавать некий широкопрофильный центр развития цифровых компетенций с примерной мощностью подготовки и переподготовки в 10 тыс. человек в год. Одному учебному заведению сформировать такой центр не под силу. Здесь необходим именно сетевой подход с созданием образовательного консорциума из вузов (как минимум, СФУ), ряда профильных учреждений системы среднего профобразования, а возможно, и столичных структур и экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга, а также Нижнего Новгорода.
В итоге, докладчики и эксперты пришли к мысли, что в Красноярском крае вряд ли стоит делать ставку на собственно IT-отрасль, которая не претендует выходить на мировой рынок со своими продуктами и решает скорее прикладные задачи, привязанные к территории. А потому важно сосредоточиться на удовлетворении кадровых потребностей в IT-специалистах в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и социальной сфере региона, а также на повышении уровня цифровых компетенций в широких массах населения, где наблюдается заметное отставание от актуальных требований времени
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
![]()
|
![]() |
![]() коллекция ЦОР |
ПАРТНЕРЫ
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?
© 2013-2021 Центр развития профессионального образования
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.