Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ

С 25 сентября 2015 года Центр развития профессионального образования проводит повышение квалификации по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательном процессе профессионального образовательного учреждения. Адаптированные образовательные программы» объемом 72 часа. 

Преподаватель:  Чистохина Анна Валерьевна, канд. биол. наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики СФУ.
Создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из самых актуальных тем последнего времени.  Реализация государственной политики в области образования лиц с ОВЗ предполагает возможность получения этой категорией граждан полноценного образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность человеку стать равноправным членом общества. Интеграция обучающихся с ОВЗ в образовательные условия среднего профессионального образования требует знаний о психологических особенностях формирования личности человека с функциональными ограничениями, создания доступной среды, применения новых педагогических технологий для обучения.
Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ в профессиональном образовательном учреждении сопряжено с рядом трудностей, которые испытывают как администрация, преподаватели, так и сами обучающиеся. Это - комплектование групп, определение содержания, методов и приемов обучения, адаптация учебных планов и программ. В профессиональном образовательном учреждении обучающиеся с ОВЗ попадают в новые, по сравнению со школой, условия, которые требуют от них определенных усилий, умений и навыков в орга¬низации своей учебной деятельности. Как правило, обучающиеся с ОВЗ должны организовывать себя на ежедневную самостоятельную работу по приобретению новых знаний и умений. Совместное обучение и общение с другими лицами в учреждении, несомненно, связано у них и с определенным психическим напряжением.
Программа ориентирована на преподавателей общеобразовательных и профессиональных дисциплин, мастеров производственного обучения, кураторов учебных групп, психологов, социальных педагогов, руководителей методических объединений (команды от образовательных учреждений).
Цель  программы: развитие у слушателей основ  социально-педагогической компетентности, толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья, навыков проектирования образовательного процесса с учетом различных особенностей и нарушений развития обучающихся.
Задачи программы:
•    формирование у слушателей представлений об особенностях развития подростков с ОВЗ и инвалидностью различных нозологий;
•    формирование у слушателей представлений об инклюзивном образовательном процессе и особенностях технологии сопровождения;
•    освоение слушателями приемов оценки образовательной и социальной ситуации обучающегося с ОВЗ или инвалидностью;
•    освоение слушателями подходов к индивидуализации образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ или инвалидностью;
•    освоение слушателями приемов пошагового планирования индивидуальной педагогической работы с обучающимся с ОВЗ или инвалидностью;
•    знакомство слушателей с имеющейся в системе специального профессионального образования  нормативно-правовой базой для осуществления инклюзивного образования.