Демонстрационный экзамен – относительно новая, но уже вошедшая в образовательный процесс, форма итоговой аттестации выпускников. Для учреждений среднего профессионального образования (СПО) он стал обязательным в 2023 году. Кому и что демонстрируют выходящие на рынок труда молодые специалисты?
Демонстрационный экзамен утверждён в качестве процедуры государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2017 года №1138. Он позволяет выпускнику на практике продемонстрировать не просто абстрактные знания, но свои компетенции и практические навыки, причём не только преподавателям и экспертам, но и реальным работодателям.
«На демонстрационном экзамене мы видим подготовку студента и квалификацию педагогов, подготовивших выпускника. Успешная сдача во многом зависит от преподавательского состава, который, как я считаю, в техникумах Красноярска очень сильный, – говорит начальник участка №4 по ремонту и обслуживанию электрооборудования «Ачинского НПЗ ВНК» Владимир Марченко. – Студенты, чтобы не подвести учителей, прикладывают все усилия в подготовке к экзамену, ведь к ним предъявляются очень высокие требования. После сдачи экзамена на наше предприятие были приняты многие выпускники на специальности электрик, слесарь, лаборант и машинист».
Сейчас в учреждениях СПО и специальных центрах проведения демонстрационных экзаменов идёт активная подготовка к грядущей аттестации выпускников. Практическая ориентированность заданий коснётся не только представителей индустриальной, производственной сферы экономики.
«В 2022 году меня пригласили в Минусинский педагогический колледж в качестве эксперта на демонстрационный экзамен выпускников по специальности «Методика и преподавание в начальных классах», – вспоминает учитель начальных классов школы №12 города Минусинск Галина Шартон. – Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных условий и независимую экспертную оценку. Выпускники разрабатывали и демонстрировали уроки, а также уровневые учебные задания по предметам начальной школы. Я считаю, что у демонстрационного экзамена есть несколько плюсов. Первый – работодатель во время экзамена присматривается к потенциальному сотруднику, оценивает его знания и умения. Второй плюс – для колледжей, они могут оценить итоговое качество своих программ подготовки».
Ещё одна сильная сторона демонстрационного экзамена – единые оценочные материалы, в разработке которых участвуют организации-партнёры учреждений СПО и работодатели. Это позволяет с одной стороны избегать субъективизма независимых экспертов на экзамене, а с другой – даёт выпускникам возможность творческого выполнения нешаблонных заданий.
«Как эксперты демонстрационного экзамена мы оцениваем профессиональные навыки и компетенции. По электромонтажу я смотрю, чтобы выпускник умел планировать, проектировать, выбирать и устанавливать электрооборудование, проверять и сдавать его в эксплуатацию. На экзамене всё происходит под камерами, нет возможности подсмотреть правильность действий в интернете или спросить у преподавателя, - поясняет директор Ачинского филиала «Красноярского государственного аграрного университета» Ольга Пиляева. – Демонстрационный экзамен – это интересный процесс. Выпускники при решении поставленных задач применяют и нестандартные подходы. Например, при поиске и устранении неисправности уже в готовой электрической цепи, нужно понимать как всё устроено, уметь анализировать имеющиеся данные и принимать верные решения».
Работодатели участвуют в демонстрационном экзамене в нескольких форматах. Наиболее распространённый – в качестве независимого эксперта непосредственно на самом экзамене. Таким образом представитель работодателя может своими глазами увидеть, как выпускник СПО действует в реальных рабочих условиях. Особенно – если сама площадка и оборудование для проведения демонстрационного экзамена предоставлены самим работодателем.
«В прошлом году я был экспертом на демонстрационном экзамене, а в своё время сам его сдавал, как выпускник, - вспоминает инженер Западного филиала АО «КрасЭКо» Сергей Сурков. – Я учился на заочном отделении, и мне было не так сложно сдавать, как студентам-очникам, поскольку я уже работал электриком, и у меня был профессиональный опыт. Плюс демонстрационного экзамена в том, что на нём сразу видно, на что человек способен, видно его желание работать по выбранной профессии. Такого выпускника охотно возьмут на работу, у него есть стимул, есть азарт, у него горят глаза – таких сотрудников ценят. В прошлом году мне очень понравилось, как сдала экзамен девушка-выпускница, она выполнила задание лучше многих мальчишек, доказав, что зря говорят «это не женская профессия».
Работодатели сегодня – это не только независимые эксперты на демонстрационном экзамене. Им предоставлена возможность активно включаться также в разработку оценочных материалов подготовки молодых специалистов. Представители реального сектора экономики могут предлагать дополнительные модули формирования навыков и умений для своего производства, для конкретного рабочего места.
В 2023 году в Красноярском крае проведена большая работа по формированию оценочных материалов, на сегодняшний день 9 профессиональных образовательных учреждений выступили в качестве разработчиков комплектов оценочной документации и участвовали в их публичном обсуждении наряду со своими индустриальными партнёрами. Наряду с предложением своих инициатив и критериев, работодатели в составе рабочих групп колледжей и техникумов Красноярского края выступили в качестве рецензентов существующих и планируемых оценочных материалов и показателей демонстрационного экзамена. Благодаря их поправкам, в задания были внесены корректировки.
«В малом и среднем бизнесе главное в работе – это кадры, – подчёркивает индивидуальный предприниматель Дмитрий Кальницкий. – Демонстрационный экзамен отчётливо показывает навыки, уровень подготовки, логическое мышление, умение не только выполнить задание «на автомате».
В настоящее время федеральный оператор демонстрационного экзамена в лице Института развития профессионального образования продолжает всероссийский опрос субъектов реального сектора экономики. Работодателям предлагают назвать приоритеты в подготовке специалиста той или иной профессии, необходимые общие и специальные компетенции, перечень умений и навыков, которыми должен обладать выпускник. Цель опроса – включение выявленных критериев в содержание оценочных материалов для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году.
Такая скрупулёзная работа с документами демонстрационного экзамена важна и потому, что далеко не каждый работодатель лично присутствует на итоговой аттестации выпускников учреждений СПО и «выбирает» себе кадры. С другой стороны, не каждый выпускник придёт на работу именно туда, где работает оценивавший его эксперт. Зато любой работодатель сможет воспользоваться цифровым паспортом компетенций выпускника СПО, как источником информации о детализированных результатах демонстрационного экзамена, оценить молодого специалиста в качестве кандидата на вакантную должность.
«Работодатель – главный заказчик подготовки квалифицированных специалистов, способных отвечать запросам отраслей реального сектора экономики страны. Качественная оценка соответствия подготовки кадров современным технологичным трендам и условиям, обеспечивающим промышленный рост и национальный кадровый суверенитет, в настоящее время невозможна без участия и экспертного мнения представителей отраслевых сообществ и объединений. Сегодня важно услышать каждого работодателя, заинтересованного в высоком качестве подготовки кадров, и совместно определить приоритеты содержания оценочных материалов демонстрационного экзамена», - уверен начальник Департамента обеспечения и развития системы оценки качества профессионального образования Данил Уфимцев.
Опрос Института развития профессионального образования во всех субъектах Российской Федерации позволит выявить ключевые и наиболее значимые компетенции и навыки, которые в первую очередь необходимо давать в процессе обучения и проверять в рамках государственной итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена в колледжах и техникумах. Мнения работодателей будут использованы при разработке оценочных материалов, чтобы включить в содержание заданий приоритетные требования к результатам освоения образовательной программы.
Демонстрационный экзамен утверждён в качестве процедуры государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2017 года №1138. Он позволяет выпускнику на практике продемонстрировать не просто абстрактные знания, но свои компетенции и практические навыки, причём не только преподавателям и экспертам, но и реальным работодателям.
«На демонстрационном экзамене мы видим подготовку студента и квалификацию педагогов, подготовивших выпускника. Успешная сдача во многом зависит от преподавательского состава, который, как я считаю, в техникумах Красноярска очень сильный, – говорит начальник участка №4 по ремонту и обслуживанию электрооборудования «Ачинского НПЗ ВНК» Владимир Марченко. – Студенты, чтобы не подвести учителей, прикладывают все усилия в подготовке к экзамену, ведь к ним предъявляются очень высокие требования. После сдачи экзамена на наше предприятие были приняты многие выпускники на специальности электрик, слесарь, лаборант и машинист».
Сейчас в учреждениях СПО и специальных центрах проведения демонстрационных экзаменов идёт активная подготовка к грядущей аттестации выпускников. Практическая ориентированность заданий коснётся не только представителей индустриальной, производственной сферы экономики.
«В 2022 году меня пригласили в Минусинский педагогический колледж в качестве эксперта на демонстрационный экзамен выпускников по специальности «Методика и преподавание в начальных классах», – вспоминает учитель начальных классов школы №12 города Минусинск Галина Шартон. – Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных условий и независимую экспертную оценку. Выпускники разрабатывали и демонстрировали уроки, а также уровневые учебные задания по предметам начальной школы. Я считаю, что у демонстрационного экзамена есть несколько плюсов. Первый – работодатель во время экзамена присматривается к потенциальному сотруднику, оценивает его знания и умения. Второй плюс – для колледжей, они могут оценить итоговое качество своих программ подготовки».
Ещё одна сильная сторона демонстрационного экзамена – единые оценочные материалы, в разработке которых участвуют организации-партнёры учреждений СПО и работодатели. Это позволяет с одной стороны избегать субъективизма независимых экспертов на экзамене, а с другой – даёт выпускникам возможность творческого выполнения нешаблонных заданий.
«Как эксперты демонстрационного экзамена мы оцениваем профессиональные навыки и компетенции. По электромонтажу я смотрю, чтобы выпускник умел планировать, проектировать, выбирать и устанавливать электрооборудование, проверять и сдавать его в эксплуатацию. На экзамене всё происходит под камерами, нет возможности подсмотреть правильность действий в интернете или спросить у преподавателя, - поясняет директор Ачинского филиала «Красноярского государственного аграрного университета» Ольга Пиляева. – Демонстрационный экзамен – это интересный процесс. Выпускники при решении поставленных задач применяют и нестандартные подходы. Например, при поиске и устранении неисправности уже в готовой электрической цепи, нужно понимать как всё устроено, уметь анализировать имеющиеся данные и принимать верные решения».
Работодатели участвуют в демонстрационном экзамене в нескольких форматах. Наиболее распространённый – в качестве независимого эксперта непосредственно на самом экзамене. Таким образом представитель работодателя может своими глазами увидеть, как выпускник СПО действует в реальных рабочих условиях. Особенно – если сама площадка и оборудование для проведения демонстрационного экзамена предоставлены самим работодателем.
«В прошлом году я был экспертом на демонстрационном экзамене, а в своё время сам его сдавал, как выпускник, - вспоминает инженер Западного филиала АО «КрасЭКо» Сергей Сурков. – Я учился на заочном отделении, и мне было не так сложно сдавать, как студентам-очникам, поскольку я уже работал электриком, и у меня был профессиональный опыт. Плюс демонстрационного экзамена в том, что на нём сразу видно, на что человек способен, видно его желание работать по выбранной профессии. Такого выпускника охотно возьмут на работу, у него есть стимул, есть азарт, у него горят глаза – таких сотрудников ценят. В прошлом году мне очень понравилось, как сдала экзамен девушка-выпускница, она выполнила задание лучше многих мальчишек, доказав, что зря говорят «это не женская профессия».
Работодатели сегодня – это не только независимые эксперты на демонстрационном экзамене. Им предоставлена возможность активно включаться также в разработку оценочных материалов подготовки молодых специалистов. Представители реального сектора экономики могут предлагать дополнительные модули формирования навыков и умений для своего производства, для конкретного рабочего места.
В 2023 году в Красноярском крае проведена большая работа по формированию оценочных материалов, на сегодняшний день 9 профессиональных образовательных учреждений выступили в качестве разработчиков комплектов оценочной документации и участвовали в их публичном обсуждении наряду со своими индустриальными партнёрами. Наряду с предложением своих инициатив и критериев, работодатели в составе рабочих групп колледжей и техникумов Красноярского края выступили в качестве рецензентов существующих и планируемых оценочных материалов и показателей демонстрационного экзамена. Благодаря их поправкам, в задания были внесены корректировки.
«В малом и среднем бизнесе главное в работе – это кадры, – подчёркивает индивидуальный предприниматель Дмитрий Кальницкий. – Демонстрационный экзамен отчётливо показывает навыки, уровень подготовки, логическое мышление, умение не только выполнить задание «на автомате».
В настоящее время федеральный оператор демонстрационного экзамена в лице Института развития профессионального образования продолжает всероссийский опрос субъектов реального сектора экономики. Работодателям предлагают назвать приоритеты в подготовке специалиста той или иной профессии, необходимые общие и специальные компетенции, перечень умений и навыков, которыми должен обладать выпускник. Цель опроса – включение выявленных критериев в содержание оценочных материалов для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году.
Такая скрупулёзная работа с документами демонстрационного экзамена важна и потому, что далеко не каждый работодатель лично присутствует на итоговой аттестации выпускников учреждений СПО и «выбирает» себе кадры. С другой стороны, не каждый выпускник придёт на работу именно туда, где работает оценивавший его эксперт. Зато любой работодатель сможет воспользоваться цифровым паспортом компетенций выпускника СПО, как источником информации о детализированных результатах демонстрационного экзамена, оценить молодого специалиста в качестве кандидата на вакантную должность.
«Работодатель – главный заказчик подготовки квалифицированных специалистов, способных отвечать запросам отраслей реального сектора экономики страны. Качественная оценка соответствия подготовки кадров современным технологичным трендам и условиям, обеспечивающим промышленный рост и национальный кадровый суверенитет, в настоящее время невозможна без участия и экспертного мнения представителей отраслевых сообществ и объединений. Сегодня важно услышать каждого работодателя, заинтересованного в высоком качестве подготовки кадров, и совместно определить приоритеты содержания оценочных материалов демонстрационного экзамена», - уверен начальник Департамента обеспечения и развития системы оценки качества профессионального образования Данил Уфимцев.
Опрос Института развития профессионального образования во всех субъектах Российской Федерации позволит выявить ключевые и наиболее значимые компетенции и навыки, которые в первую очередь необходимо давать в процессе обучения и проверять в рамках государственной итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена в колледжах и техникумах. Мнения работодателей будут использованы при разработке оценочных материалов, чтобы включить в содержание заданий приоритетные требования к результатам освоения образовательной программы.