Новости

«Ландшафт СПО в СФО: особенности и пути развития» – так назван первый в РФ форум директоров техникумов и колледжей, который прошёл в Красноярске

Рабочая встреча руководителей сибирских организаций среднего профобразования прошла по инициативе Союза директоров СПО России, который объединяет более 2000 директоров из всех регионов нашей страны.

В течение двух дней интенсивной работы участники форума успели провести дискуссии на перспективных площадках СПО городов Красноярска, Дивногорска и Уяра.

«Перед системой среднего профессионального образования в целом стоит задача выйти на новый уровень эффективности своей деятельности, с точки зрения использования ресурсов, с точки зрения выстраивания партнёрских связей с предприятиями, работодателями, для того, чтобы гарантировать трудоустройство выпускников и обеспечить высококвалифицированными кадрами нашу промышленность для достижения технологического суверенитета страны, – отметила инициатор таких форумов, президент Союза директоров организаций СПО России, советник Министра просвещения Российской Федерации, заместитель Председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по воспитанию и образованию Наталия Золотарёва. – Основная задача форума — обмен практиками, идеями, обсуждение тенденций, которые нарастают в региональных системах СПО конкретного федерального округа. У нас большая страна, и каждый федеральный округ имеет, конечно же, свою специфику».

Не имеющий аналогов в СФО региональный проект «Профессионалитет для всех» презентовал участникам форума заместитель министра образования Красноярского края Артём Петенёв. Историю же модернизации и развития в регионе СПО в динамике за последние 20 лет представила директор Центра развития профессионального образования Лидия Иванова.

Первой линией, которая была провозглашена в 2005 году, по словам Лидии Васильевны, стало освоение современных методов, в том числе проектного способа деятельности колледжей, техникумов края. Красноярскому краю повезло в том, что более 20 лет назад по инициативе ректора Красноярского госуниверситета Вениамина Соколова в регионе была создана инновационная образовательная инфраструктура (психолого-педагогический факультет КГУ, гимназия «Универс», специальная коммуникативная площадка – конференция о практиках развития) на основе разработок российских ученых. Коллективы колледжей, техникумов включились в эту деятельность. «Один из таких проектов, который мы начали представлять в 2007 году – профессиональные пробы. У одного из авторов этого проекта Ирины Магомедовой на базе него выросла целая Политехническая школа. Сейчас профессиональные пробы для школьников организуют все учреждения СПО, то есть этот опыт для нас стал обычным делом. Система СПО края в данном вопросе пошла дальше. Например, в Минусинском сельскохозяйственном колледже развернута тема с первой рабочей профессией в период обучения в школе, и этот опыт тоже широко распространяется в Красноярском крае». Далее директор Центра развития профобразования охарактеризовала второй этап обновления системы СПО: «Второй этап – сегментация СПО под запросы конкретных работодателей, которая шла в течение 3−4 лет. Появились высокотехнологичные центры, ориентированные на подготовку кадров для отраслей, и многопрофильные территориальные колледжи, где много профессий и специальностей, ориентированных на нужды муниципалитетов, малого и среднего бизнеса».

Третья линия деятельности, о которой рассказала Лидия Васильевна – чемпионатное движение. В это движение регион вступил в 2013-2014-м годах. В чемпионатном движении Красноярский край сделал акцент на «цифру» и на компетенции, где региональные техникумы и колледжи были традиционно успешны. В результате во Всероссийском чемпионатном движении представители СПО края никогда не выпадали из десятки лучших по стране (места 6-8), а в чемпионате Абилимпикс были даже в первой тройке в России!

«Однако движение – движением, но это ведь всё равно средство для чего-то, – обратилась Лидия Иванова к участникам форума. – Нас, можно сказать, “зацепила” идея практико-ориентированного образования. И край начал внедрять элементы дуального обучения (теория – в учреждении СПО, практика – на рабочем месте). В 2017 году на технологическом форуме были подведены некоторые итоги этой работы. Концепция модернизации системы среднего профессионального образования края 2019 года была направлена на усиление взаимодействия с индустриальными партнёрами, были конкретизированы потребности разных групп работодателей: крупных компаний, малого и среднего бизнеса, новаторов, имеющих свою стратегию развития, традиционных предприятий. Начали формироваться разные модели подготовки кадров. Но всегда стоял вопрос, кого мы готовим в целом? Работников под текущую ситуацию, традиционное производство или под инновационное, которое сегодня непонятно? В результате оформилась задача: мы готовим работников, способных к адаптации на производстве сегодня, в то же время способных освоить другой вид деятельности. Адаптивность и предприимчивость выпускника – сейчас придерживаемся именно этой стратегии».

Отметив роль проекта «Профессионалитет» в модернизации системы среднего профессионального образования России, края, директор ЦРПО сообщила о необходимости разработки красноярской модели кластера, что актуально в связи с началом реализации регионального проекта «Профессионалитет для всех», инициированного губернатором Михаилом Котюковым.

«Мы полагаем, что фактором, объединяющим участников кластера, может быть общая инфраструктура. Какая? Надо думать. (кстати, в “Дивногорском гидроэнергетическом техникуме имени А.Е. Бочкина” участникам форума представили совместную лабораторию техникума и партнёра кластера – En+), – поделилась концептуальными наработками Лидия Иванова. – Вторым общим (фактором) может стать создание единой конкурентоспособной продуктовой линейки всего кластера. Что, например, сделал директор Уярского сельскохозяйственного техникума Артур Аветисян? В результате большого пути, который они прошли с цифровым земледелием, Артур Самвелович разработал конкурентоспособный образовательно-методический комплекс и обучил по нему представителей аграрного сектора края. Есть вариант сделать следующий шаг – на сибирские регионы. Продуктовые линейки создаются за счёт включённости студентов в производственный процесс. Они и ранее были в него включены, но не целенаправленно, не в расчёте на товарный продукт. Сейчас на изготовление реального продукта работают многие техникумы аграрного сектора, и другие учреждения. Например, в Красноярском строительном техникуме организовали макетную мастерскую, где создают продукты для конкретных заказчиков. И вот тогда кластер живёт, а не просто числится на бумаге!»

Команда ЦРПО полагает, что следующая программа обновления образовательного процесса может быть ориентирована на создание технологических продуктов, а также на формирование для этого молодёжных команд.

Стоит отметить, что среди прочих достоинств и достижений системы среднего профессионального образования Красноярского края гости из других регионов Сибирского федерального округа – в частности, новосибирская делегация – отметили именно эффект научно-методического сопровождения реформ в СПО. А директора техникумов и колледжей Омской области уже обсуждают в кулуарах вероятность приглашения к себе команды методологов красноярского ЦРПО для того, чтобы с их помощью «расставить для себя все точки на i» в непростом реформировании отрасли.

«Скажу по секрету, на самом деле команды техникумов и колледжей на местах всегда боится таких событий, как этот форум, – удивил откровением председатель ОРОО “Российское Содружество Колледжей” Антон Актуганов. – Почему? Потому что приедет директор с новыми идеями и, скорее всего, начнутся серьёзные перемены, а многих они пугают. Но на самом деле в текущем времени, в котором мы живем, если ты не меняешься – ты падаешь. Говорят, педагог умирает, когда он перестаёт учиться. И здесь – то же самое!»