Красноярский край
 
Новости

Железнодорожник Енисейской Сибири – кто он?

В 1895 году в Красноярск пришёл первый поезд. А 130 лет спустя в Красноярске создан инновационный образовательно-производственный кластер «Железнодорожник Енисейской Сибири» федерального проекта «Профессионалитет». Узнали, какое отношение новый кластер имеет к Красноярской железной дороге, кто он – железнодорожник Енисейской Сибири, и как можно им стать – получить работу в одной из лучших компаний России
Красноярский край – один из немногих регионов России, где есть «именная» стальная магистраль. Кроме него этим могут похвастать лишь Москва, Калининградская и Свердловская области. Несмотря на «географическую» привязку в названии, железные дороги охватывают несколько субъектов Российской Федерации: Красноярский край, Республику Хакасию, частично Кемеровскую и Иркутскую области.

На КрасЖД трудится 27 тысяч 600 человек, – это почти в два с половиной раза больше, чем, например, население всего города Уяра!

Если представить себе некий обобщенный портрет железнодорожника Енисейской Сибири, мы увидим мужчину 40-50 лет, со среднетехническим или высшим образованием. Как правило, он дисциплинирован, обладает хорошими деловыми и моральными качествами.

При этом, конечно, на Красноярской магистрали работают не только мужчины. Треть специалистов – женщины, еще треть – это молодежь, сотрудники в возрасте до 35 лет.

«Такой показатель по нынешним временам можно назвать хорошим. Он свидетельствует о том, что наш коллектив постоянно обновляется, смена у нас есть. Но, конечно, мы стремился к тому, чтобы молодежи было еще больше, и мы много работаем для ее привлечения. Понимая, что у поколения «зуммеров» и следующего за ним несколько иные приоритеты, мы свой «Профессионалитет» выстраиваем уже с детских садов, – говорит заместитель начальника Красноярской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Олег Злотников. – У нас 8 ведомственных дошкольных учреждений, где уже в младших группах ребят знакомят с железной дорогой. Есть опорные школы – занимаемся с ребятами, начиная с 8-го класса, чтобы заинтересовать их. В Красноярске работает уникальная Детская железная дорога, объединяющая в себе функции железнодорожного предприятия и учреждения дополнительного образования детей».

Компания РЖД – в числе лучших работодателей Красноярского края и Хакасии, не только по уровню заработной платы, но и по предоставляемым социальным гарантиям: у холдинга есть свой жилой фонд, своя спортивная инфраструктура, есть масштабные корпоративные программы поддержки молодежи и молодых семей.

Неслучайно железную дорогу называют «государством в государстве»: в ней соединяется столько разных видов деятельности, что нужны практически все. Здесь можно встретить строителей, геодезистов, геологов, журналистов, воспитателей детских садов, учителей, айтишников.

Но, по словам Олега Злотникова, именно сейчас особенно востребованы специалисты основных железнодорожных профессий: машинисты и помощники машиниста, дежурные по станции, диспетчеры, осмотрщики вагонов, монтеры пути, дефектоскописты, энергетики, специалисты по автоматике, телемеханике и связи.

«Все детали вагона, все тысячи километров рельсов, все оборудование, локомотивы – это современные технические устройства, которые нужно обслуживать и контролировать. Поэтому у нас работают квалифицированные сотрудники, которые могут услышать и понять сигналы приборов. И, конечно, повышаются требования к образованию даже у представителей рабочих профессий, поскольку для управления новыми машинами и системами порой нужны инженерные знания», – отмечает Олег Злотников.

Чтобы создать условия для обучения самых нужных специалистов, Красноярская железная дорога стала площадкой для реализации федерального проекта «Профессионалитет», направленного на практико-ориентированную подготовку востребованных рабочих кадров.

По сути, КрасЖД – индустриальный партнер и опорный работодатель инновационного образовательно-производственного кластера «Железнодорожник Енисейской Сибири, ядром которого стал Красноярский институт железнодорожного транспорта, а равноправными участниками – Боготольский техникум транспорта и Красноярский многопрофильный техникум имени В.П. Астафьева.

Проект позволяет создать новую образовательную инфраструктуру, соответствующую запросам работодателя: это специально разработанные программы, ориентированные на практические потребности железной дороги, современные учебные лаборатории, мастерские и классы с тренажерами и интерактивными макетами.

«Кластер будет готовить специалистов среднего профессионального образования под наши запросы, и мы надеемся, что большая часть тех ребят, которые получат образование на этой базе, придут на наши предприятия. Мы готовы предложить конкурентоспособную заработную плату, социальную поддержку, карьерный рост. Для молодых ребят это возможность быстро получить востребованную специальность и начать зарабатывать», – отмечает Олег Злотников.

Сейчас в городах и поселках Красноярского края проходят встречи представителей Красноярского института железнодорожного транспорта и Красноярской железной дороги с выпускниками школ – кластер «Железнодорожник Енисейской Сибири» принимает как девяти-, так и 11-классников.

Есть не только бюджетные места, но и возможность получить образование по целевому направлению от предприятий КрасЖД: это, по сути, тот же бюджет, но еще и с гарантированным трудоустройством. При успешном обучении по целевому направлению полагается стипендия РЖД, на студентов распространяются льготы и гарантии компании.

В кластере можно получить специальность по направлениям: «Строительство железных дорог – путь и путевое хозяйство», «Электроснабжение», «Автоматика, телемеханика и связь», «Техническая эксплуатация железных дорог».

Школьников принимают без экзаменов, по среднему баллу документа об образовании. Подать документы можно с 20 июня до 16 августа, подробная информация –на сайте КриЖТа.

Этим летом состоится первый набор студентов в образовательно-производственный кластер проекта «Профессионалитет». И их, наверняка интересует, есть ли какие-то секреты построения карьеры в РЖД.

Как поясняет Олег Злотников, по его опыту, здесь существует два пути:

«Часто молодые специалисты выбирают профессиональное направление –глубоко вникают в технологию, производственные вопросы, становятся специалистами-профессионалами, которых продвигают по карьерной лестнице. И есть социально-управленческое направление: сотрудники-рационализаторы, они инициативные, готовы быть на виду и участвовать в дополнительных активностях. Например, в РЖД есть конкурс «Новое звено» для молодых специалистов до 35 лет. Это разработка инновационных проектов в сфере улучшения технологий и производственных процессов. Наша дорога славится большим количеством подаваемых заявок и их качеством. Так вот, идеальный вариант быстрого карьерного роста – «золотая середина»: когда ты активный и увлеченный профессионал – успех гарантирован».