Красноярский край
 
Профилактика современных деструктивных социальных феноменов в молодежной среде: буллинг, скулшутинг, мошенничество

Категория слушателей
Программа ориентирована на психологов, социальных педагогов, кураторов учебных групп, педагогов дополнительного образования, преподавателей.

Документ по завершению
Удостоверение о повышении квалификации

Объем программы
48 часов

Форма обучения
Очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Учебные материалы программы расположены на платформе онлайн-обучения Центра развития профессионального образования http://edu.center-rpo.ru/moodle/

Содержание программы

Программа повышения квалификации направлена на развитие информационно-коммуникативных и методических навыков слушателей в области профилактики буллинга, скулшутинга и мошенничества в образовательных учреждениях.
Практическая часть программы основана на реальных случаях буллинга и мошенничества, которые произошли в образовательных учреждениях Красноярского края за последние годы. Участники программы получат возможность применить свои знания в реальных условиях: проведут диагностику, проанализируют результаты и разработают тактику профилактики в своих учебных заведениях, учитывая текущие риски. Кроме того, они освоят эффективные методы предотвращения мошенничества.

Тема 1. Буллинг как социально-психологический феномен.
- Подходы к определению буллинга;
- Психологическое содержание понятия буллинга, основные признаки, отличие буллинга от конфликта;
- Ролевая модель буллинга.

Тема 2. Специфика отдельных видов буллинга.
- Классификации буллинга (психологический, физический, экономический; кибербуллинг; прямой и косвенный буллинг), специфика и признаки каждого из видов;
- Последствия буллинга для всех ее участников;
- Скулшутинг как одно из последствий буллигна в образовательном учреждении.

Тема 3. Стратегии и формы профилактической работы, направленной на преодоление различных видов буллинга и кибербуллинга и его последствий.
- Технологии выявления и диагностики буллинга/кибербуллинга в образовательной среде;
- Проблема выявления жертв насилия; технологии обсуждения ситуации травли как сложной, скрываемой темы;
- Диагностика межличностных отношений в группе. Факторы студенческой жизни, способствующие установлению деструктивных отношений в группе;
- Основные принципы профилактической работы с разными формами буллинга, подходы к построению профилактических программ по профилактике буллинга. Программа предотвращения травли Д. Ольвеуса. Модель факторов защиты и факторов риска;
- Основные направления, формы и технологии работы по профилактике буллинга в образовательном учреждении среди участников профилактической команды (классного руководителя, куратора группы, обучающихся, родителей, педагогов, администрации ОУ). Предпочтительность раннего вмешательства. Двухфазная профилактика. Возможность приобретения учениками опыта успешности как фактор защиты от буллинга.

Тема 4. Эффективные меры по предотвращению мошенничества.
- Психологическое содержание манипуляции. Методы манипуляции. Соотношение понятий манипуляция и мошенничество. Психологическая структура мошенничества. Типичные характеристики мошенников, их влияние на выбор жертв. Понятие «жертва», типичные характеристики жертв мошенничества и факторы, способствующие их уязвимости;
- Современные методы психологического воздействия, используемые при мошенничестве. Когнитивные и поведенческие механизмы, используемые мошенниками для манипуляции жертвами в современных условиях;
- Практические рекомендации для молодежи по защите от мошенничества и предотвращению потерь.

Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы слушатели должны знать:
- причины и формы проявления насилия в образовательных организациях;
- типичные характеристики жертв мошенничества и факторы, способствующие их уязвимости;
- формы, методы и средства профилактической работы, способствующие предупреждению насилия в образовательном учреждении;
- методы и способы диагностики различных форм буллинга;
- алгоритм действий педагога в случае выявления фактов различных форм насилия (эмоционального, физического, экономического)

Должны уметь:
- проводить диагностическое исследования на предмет риска буллинга и скулшутинга в образовательном учреждении и анализировать его результаты;
- выбирать тактику профилактической работы с опорой на реальную ситуацию риска в плане буллинга в образовательном учреждении;
- организовывать различные воспитательные мероприятия, направленные на предотвращение насилия в образовательной среде;
- популяризировать идеи ненасильственного общения в обществе.

Автор программы
Малиновская Марина Анатольевна, старший преподаватель кафедры клинической психологии и педагогики с курсом ПО Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, медицинский психолог высшей квалификационной категории, гештальт-терапевт, тренер-ассистент регионального представительства Московского института гештальта и психодрамы (г. Москва), член экспертного совета Института развития образования Академии социального управления (г. Москва).