Технологическое образование: подходы, проблемы, решения. Первые итоги
- 05.12.2017
1 декабря завершился форум «Технологическое образование и кадровый потенциал региона». В течение трех дней на более чем 20 площадках обсуждались вопросы новых практик общего и профессионального образования в условиях стремительной трансформации технологий производства, сервиса, управления. Каким образом образование может отвечать на современные вызовы? На какие вызовы отвечает и какие возможности дает технологическое образование? Каким образом современные представления о продуктивном действии, как ключевом во всех проистекающих процессах, системах разделения труда, можно применить к системе образования региона?
Ответы на эти и многие другие вопросы попытались найти участники форума. В предмет обсуждения вошли три ключевых вопроса, связанных с цифровизацией и развитием технологического образования: чему учить, каким должно быть соотношение компетенций hard skills, soft skills, digital skills в современном образовательном процессе, как готовить специалистов на перспективу - к тому, чего еще нет.
Одной из проблем российского образования было названо отсутствие единства технологий и преемственности уровней образования, поэтому важнейшей управленческой задачей является поиск этой связки, взаимодополнение уровней образования, которые должны обеспечивать развитие ребенка до производственно- и технологически грамотного профессионала.
В Красноярском крае освоение технологической грамотности является одним из приоритетных направлений в образовании, и уже накоплен определенный опыт. Например, складываются новые практики, зачастую с элементами технологического оформления: спецклассы, предполагающие цепочку взаимодействия школы – вуза – предприятия, профпробы, обеспечивающие взаимодействие образовательных организаций школ и среднего профессионального образования и др.
Для строительства цифровой экономики региона предстоит решать задачи подготовки и переподготовки необходимых предприятиям кадров. Очевидно, что отправной точкой здесь будет изменение моделей, технологий подготовки педагогов, которые оказывают существенное влияние на новое поколение граждан. В Красноярском образовании имеются разработки, результаты исследований, другие заделы, на которые можно опираться при обновлении педагогического образования.