Основные тезисы семинара

 Основные тезисы семинара: «Система оценки компетенций обучающихся по программам дуального образования в Красноярском крае»

Дата проведения: 1 октября 2014 года

Место проведения: Аэрокосмический колледж  ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва» (пр. им. газеты Красноярский рабочий, 31)

В первой части  семинара Бутенко А.В.  озвучил позиции, которые были зафиксированы на первом семинаре по вопросам системы оценивания компетенций обучающихся/выпускников.

Существует  три системы оценивания:

1 оценочная система - государственная (ФГОСы);

2 оценочная система – профстандарты;

3 оценочная система - корпоративные стандарты.

При оценке выделены типы оценивания компетенций:

1 тип оценивания – «Есть»/ «Нет»;

2 тип оценивания – многопозиционный (комбинированного вида).

Остаются вопросы: Как систему оценивания встраивать в процесс обучения?  В какой период производить оценку?

На семинаре   профессиональными образовательными организациями (далее - ПОО) были представлены системы оценивания компетенций обучающихся/выпускников.

Видение системы оценивания компетенций КГБОУ СПО «Сосновоборский  автомеханический техникум» представил Зайцев Д.Ю.

Основные блоки системы:

  1. модели компетенций выстроены на основании ФГОСов и профстандартов;
  2. этапы оценивания. Предлагается трехэтапное оценивание (на этапе набора студентов, после освоения основных дисциплин, на этапе присвоения квалификации). Возможны появления промежуточных этапов для выстраивания итоговой оценочной модели;
  3. формы  системы оценивания:  сессионная (зачет/экзамен), портфолио, собеседование, итоговая государственная аттестация. По результатам каждой формы оценивания оформляются рекомендации.

В обсуждении предложенной системы были высказаны следующие предложения:

  1. включить в  систему оценивания  конкурсные мероприятия;
  2. производить оценку остаточных знаний, т.е. после 2-3 лет работы молодого специалиста оценивать знания, полученные в ПОО, что позволит оценить качество профессиональных образовательных программ;
  3. обеспечить независимую оценку, т.е. уйти от риска предвзятого оценивания.

Видение системы оценивания  компетенций КГБОУ СПО «Красноярский колледж радиоэлектроники, экономики и управления» представила  Рожкова Л.А.

Разработаны 3 модуля обучения, после изучения каждого предусматривается оценивание компетенций. При разработке критериев оценки компетенций взяты за основу государственные, отраслевые стандарты и стандарты организации. В оценке компетенций прослеживается преемственность  с 1 по 3 курс. В системе оценивания во всех трех модулях разработаны четкие  компетенции и их технологии оценивания.

Сложности в работе:

  1. низкий уровень профориентации;
  2. низкая начальная общеобразовательная подготовка.

Отмечено положительное при использовании данной системы оценивания компетенций:

  1. повысили эффективность процесса обучения за счет единства подхода, оборудования, программного обеспечения, технологий;
  2. совместно используется материально-технический потенциал  колледжа и организации;
  3. реализовали идею ранней специализации и трудоустройства студентов;
  4. сократили срок адаптации выпускников  к производственной деятельности в организации;
  5. повысили адаптивность образовательного процесса к перспективным потребностям организации;
  6. создали условия для инновационной деятельности производственников, преподавателей и студентов, направленной на совершенствование производства;
  7. обеспечили успешному выпускнику гарантированное рабочее место, возможность продолжить обучение в вузе по целевому набору, перспективу карьерного роста.

Видение системы оценивания  компетенций Аэрокосмического колледжа ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва» представил Тимошев П.В.

Был разработан график учебно-производственного процесса.

Введены две новые дисциплины (введение в специальность, основы корпоративной этики).

Для студентов первого курса с начала нового учебного года планируется организовать ряд экскурсий на предприятиях.

Доработан дневник – отчет  по практике в рамках дуального образования.

Аэрокосмический колледж готовит студентов для нескольких предприятий машиностроительной отрасли края. Поэтому возникла потребность  разделения общей группы студентов на подгруппы, ориентированные на конкретные предприятия.

Основные задачи:

  1. выстроить процесс адаптации студентов к работе на различном оборудовании разных предприятий;
  2. необходимо разработать детализацию заданий по производственной практике.

В ходе обсуждений было решено:

  1. необходимо разделение критериев между экспертами, которые проводят оценивание;
  2. соотнести логику оценивания по типу накопления.

Видение системы оценивания  компетенций КГБОУ СПО «Красноярский техникум промышленного сервиса» представила Снисарева Г.М.

В системе оценивания выделили общие и профессиональные компетенции.

Оценка профессиональных и  общих компетенций  проходит через реализацию всей образовательной программы:

  • учебные дисциплины;
  • профессиональные модули.

Контрольно-оценочные средства  профессионального модуля включают оценку компетенции через:

  • наблюдение за выполнением практической работы;
  • экспертная оценка на практических занятиях;
  • тестирование;
  • экспертное наблюдение на учебной практике;
  • экспертное наблюдение на производственной практике (отчет по производственной практике, дневник производственной практики).

В обсуждении предложенной системы были высказаны следующие предложения:

  1. представителям предприятий нужно внести в карту оценивания необходимые детали, оценку которых они будут проводить;
  2. выстроить систему обучения студента на нескольких станках;
  3. обосновать последовательность заданий с точки зрения оценивания студента широкого профиля.

Видение системы оценивания  компетенций КГБОУ НПО «Профессиональное училище №54» представила Полякова В.В.

Была рассмотрена схема процедуры оценки компетенций, этапы организации и проведения процедуры оценки компетенций в формате демонстрационного экзамена.

Как отмечено выступающей, в первоначальном оценивании компетенций принимают участие эксперты. Затем, представленную экспертами информацию экзаменационная комиссия структурирует, обобщает и подводит итоги.

Установка на работу в группах.

Бутенко А.В. отметил, что работа над системой оценивания в рамках проекта – это отдельное большое направление. При конструировании системы оценивания необходимо согласовывать определенные компетенции с предприятиями-партнерами для изменения процесса адаптации студента на предприятии. За счет сокращения периода адаптации достигается уменьшение ресурсоемкости, что выгодно для предприятий. Система оценивания имеет сложный набор компетенций и список данных компетенций  необходимо согласовать профессиональным образовательным организациям с предприятиями – партнерами. Необходимо провести разделение компетенций, какие компетенции будут освоены в рамках ПОО, какие на производственных практиках, а какие станут основой для работы наставников в период адаптации.

Элементы оценивания НАКС, о которых рассказывала Полякова В.В.  необходимо включать в систему оценивания для достижения эффективности процедуры.

Типы стандартных единиц оценивания:

  • продукт (то, что в результате изготовлено студентом);
  • оценка поведения и действий студента;
  • оценка обобщения и осмысления опыта студентом.

По итогам оценивания у преподавателей должен появиться ряд рекомендаций себе самим и студентам. Рекомендации необходимы для развития процесса дуального обучения и дальнейшего профессионального роста  студента.

По итогам обсуждения систем оценивания компетенций обучающихся по программам дуального образования в Красноярском крае было предложено:

  1. Оформить в виде тезисов информацию, полученную участниками в ходе семинара целью ее использования в дальнейшей работе.
  2. Оформить «Дефектную ведомость» по итогам рассмотрения систем оценивания компетенций.
  3. Подготовить «План-карту» работ по изменению предложенных систем оценивания компетенций.

Подготовленные материалы направить в адрес КГБОУ ДПО ПКС «ЦСТПО» по эл. почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. до 08.10.2014 года.


 

ПАРТНЕРЫ

АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Молодёжный центр "Новые имена" Краевая научная библиотека Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Фонд счастливые дети

Решаем вместе


Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?