Подходы, факторы и принципы реализации практико-ориентированной подготовки на основе рефлексивно-деятельностного подхода

Аронов А.М., кандидат физико-математических наук, профессор ФГАОУ ВПО "Сибирской федеральный университет"

Реализация практико-ориентированной подготовки, основанной на координации интересов достаточно большого числа стейкхолдеров – групп родственных (по территориальному,  отраслевому или жизненному циклу продукта принципу) образовательных организаций, работодателей (как отдельных, так и их ассоциаций), руководства отраслей и ведомств, администраций (от муниципалитетов до руководства регионами), организаций молодежной политики, различных общественных и экспертных сообществ и структур и других, требует выделения принципов и факторов такого взаимодействия, определения подходов, на базе которых это взаимодействие будет реальным и устойчивым. Нам представляется, что с внешней стороны, организационно-деятельностной, целесообразно использование программно-проектного подхода (доказавшего в нашей стране свою эффективность в недалеком прошлом), а с содержательно-процессуальной стороны -  подхода рефлексивно-деятельностного (тоже доказавшего свою практичность в различных отечественных реализациях системо-мыследеятельностного анализа и рефлексивного управления).

Практико-ориентированная подготовка, и тем более практико-ориентированное образование, требуют не только определенного гражданско-социального согласия, но и принципиального изменения как содержания образования, так и содержания управления. Прежде всего, требуется такая трудная для образования ориентация на проблемный подход. В этом подходе, на первом этапе, предусматривается выявление уже имеющихся требований к функционированию действующих институций (отдельных служб и подразделений), рассматриваемых в качестве объекта модернизации. Также частью проблемного подхода является выявление основных факторов, вовлекаемых в модернизацию, выявление их представлений о характере функционирования модернизируемого объекта, об их групповых интересах, мотивах и моделях социального действия.

Далее проводится анализ возникающих противоречий между характером функционирования действующих институтов и новыми требованиями и ожиданиями к их функционированию. Такой проблемный анализ позволяет выявить «возможное», сформировать представление о том, какие перемены могут быть достигнуты без существенной «ломки» существующих институций, оценить последствия этих перемен.

При таком анализе важно учитывать факторы и принципы самого практико-ориентированного образования. На наш взгляд, важно учитывать следующие факторы и принципы.

Факторы практико-ориентированной подготовки:

  • заинтересованная поддержка первого лица;
  • сильный содержательный лидер, пользующийся поддержкой инициативной команды;
  • большое число курсов по выбору;
  • наличие в основной образовательной программе антропологического модуля, ориентирующего студентов на осмысление своей подготовки и образования;
  • тьюторское сопровождение и поддержка как преподавателей и мастеров, так и студентов старших курсов;
  • технологическая инфраструктура поддержки управления и самоуправления;
  • наличие ответов на вопрос: «Зачем это делать?»;
  • балльно-рейтинговая система оценивания на основе критериального оценивания результатов;
  • конкретное, конструктивное, воодушевляющее и краткое рецензирование преподавателями работ студентов;
  • разворачивание образовательного процесса как последовательности этапов, создающих ресурсы друг для друга;
  • наличие описанных ясных и понятных условий формирования профессиональной позиции;
  • организация сетевого взаимодействия всех участников подготовки в электронной образовательной среде (портал электронного обучения).

Основополагающие принципы практико-ориентированной подготовки:

  • учиться вместе со студентами;
  • осознанный рефлексивный характер учения, направленный на выделение и фиксацию средств и способов продуктивной деятельности;
  • продуктно-ориентированный тип деятельности;
  • проектно-задачный тип деятельности – ведущий;
  • мобильность и самоопределение в профессиональном становлении;
  • ориентация на понимание и деятельность;
  • эстетическо-ценностное развитие студентов;
  • учиться делать «руками», а не просто говорить;
  • становление субъектности;
  • социальное развитие;
  • выращивание ответственности;
  • ориентация на качественное образование с различными учебно-профессиональными ориентирами (смыслами) на каждом этапе образовательного процесса.

При оценке содержания практико-ориентированного образования важно учитывать принципиальные отличия и преемственность разных ступеней образования. Предложим следующую единую схему уровневого оценивания результатов практико-ориентированного образования.

Единая схема особенностей НПО-СПО-ВПО

Начальное профессиональное образование

        Выпускник имеет следующие характеристики:

1. Производит эмпирические знания, связанные с конкретным (вещественным) материалом.
2.  Знания, умения, навыки, опыт обеспечивают работу «руками».
3.  Трудовая мобильность (способность автономно работать с любым конкретным материалом в данном виде).
4.  Выпускник имеет социальный опыт в области отношений:
- с работодателем;
- в бригаде;
- самоорганизации.
5.  Обучающийся живет в «настоящем», смысло-жизненные ориентации взяты из прошлого.
6.  Выпускник осуществляет воздействие.
7.   Выпускник производит простые изделия.
8.  Эксплуатационник.

Среднее профессиональное образование

Выпускник имеет следующие характеристики:

1.  Производит сложное прикладное знание, социально-эмпирическое знание для частного решения.
2.  Знания, умения, навыки, опыт обеспечивают не только работу руками, но и проведение стандартных исследований, расчетов.
3.  Деятельностная мобильность (в пределах одного вида деятельности). Преодолевает препятствия в практике деятельности за счет выхода в теоретическое мышление.
4.  Имеет социальный опыт в области отношений (опыт НПО) плюс опыт мелкого бизнеса, руководства проектной командой.
5.  Живет в прошлом и настоящем.
6.  Осуществляет сотрудничество.
7.  Производит решение стандартных и нестандартных задач.
8.  Ремонтник.

Высшее профессиональное образование

Выпускник имеет следующие характеристики:

1.  Производит либо теоретическое, либо практическое знание (в форме онтологий, методов).
2.  Обладает методологическими знаниями, позволяющими преодолевать препятствия в знаково-символическом пространстве теоретического мышления.
3.  Мобильность в использовании видов теоретической деятельности.
4.  Имеет социальный опыт СПО, плюс опыт проектной деятельности.
5.  Живет в прошлом, настоящем и будущем.
6.  Осуществляет развитие, управление развитием меняющегося объекта, осуществляет консалтинг.
7.  Производит управление проектными командами.
8.  Оргпроектировщик (универсал).

Отметим в заключение, что качество профессионального образования определяется не только соблюдением федеральных, профессиональных и корпоративных стандартов, но и ориентацией на современные производственные технологии и, прежде всего, на системы профессиональных задач, которые придется решать выпускнику, выступая оператором в конкретной производственной технологии. Именно этот фактор удлиняет срок адаптации выпускника на производстве, которые нередко доходит до полугода или даже года доподготовки на рабочем месте.

Оформление этих систем задач – сложная и высококвалифицированная задача, в решении которой имеется существенный задел в профессиональном образовании, ориентированном на высокотехнологичное машиностроение. В то же время в практике проведения региональных, федеральных и мировых чемпионатов WS накоплен огромный опыт формулирования таких задач (по конкретным компетенциям) и организации их решения в условиях соревнования. Успешное участие Красноярского края в этом движении создает очень хорошую основу для повышения качества профессионального образования.


 

ПАРТНЕРЫ

АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Молодёжный центр "Новые имена" Краевая научная библиотека Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Фонд счастливые дети

Решаем вместе


Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?