Обеспечение готовности преподавательского состава к реализации практико-ориентированной подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях

Автор: Казакова Л.В., начальник отдела среднего профессионально образования министерства образования Красноярского края

 

В целях поддержки реализации промышленной политики России по значительному повышению производительности труда и созданию новых высокотехнологичных рабочих мест[1] в системе профессионального  образования активно ведется поиск и научная разработка содержания  и условий внедрения практико-ориентированной подготовки по профессиям и специальностям в соответствии с  квалификационными  требованиями высокотехнологичных производств и  ориентирующейся  на изменения в профессиональных областях.

В существующем представлении о практико-ориентированном подходе в  подготовке кадров можно выделить три направления. Первое направление акцентирует  процесс обучения на прохождение практик с целью знакомства студентов с профессиональной средой, требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, к данной профессии. Второе - связано с формированием у студентов компетенций, а также личностных качеств, которые бы обеспечивали выполнение функциональных обязанностей по выбранной профессии.  При обучении особое внимание обращается на использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин. Третий подход сформулировал Ф.Г.  Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме[2], в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков также опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, ведь мотивация к обучению идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода носит  деятельностно- компетентностный характер и направлена  на приобретение кроме знаний, умений, навыков также опыта практической деятельности.

На наш взгляд,  содержанием практико-ориентированной подготовки должна стать практика решения производственных социальных и личностных задач, выявленных из будущей профессиональной деятельности. Приобретение опыта решения профессиональных задач  призвано стать основой для  формирования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых на рабочем месте.

Перечень производственных задач строится на основе  профессиональных и (или) корпоративных стандартов и выявляется из профессиональной деятельности.

Примером практики переоформления  международных профессиональных стандартов в реальные производственные задачи является проведение чемпионатов профессионального мастерства по стандартам WorldSkillsRussia. По оценкам федеральных экспертов движения WorldSkillsRussia общая тенденция  усложнения решаемых рабочими и специалистами профессиональных задач связана:

  • с необходимостью решения инженерных задач (умение читать чертежи, разрабатывать технологические процессы, программировать);
  • с расширением перечня квалификаций в рамках одной профессии за счет включения компетенций, навыков смежных  профессий, менторских навыков (по обучению  других);
  • с реализацией профессиональной деятельности в соответствии с принципами бережливого производства;
  • с востребованностью Softskills (софт скилс, англ. — «мягкие навыки») – это навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. К этим навыкам относятся: управление личным развитием, умение грамотно управлять своим временем, работать в команде, лидерство и т.д.

Анализ практики реализации в крае проекта по дуальной подготовке кадров, выстроенной на основе корпоративных требований оборонно-промышленных предприятий Красноярского края, показал, что язык работодателя – это задачный язык, например, составление и корректировка управляющих программ для станков с ЧПУ. Для подготовки студентов к решению реальной производственной задачи учреждением должны быть разработаны и внедрены учебно-профессиональные (моделирующие производственную деятельность) задачи.

Наиболее полно система построения учебно-профессиональных задач описана в исследованиях Адольфа В.А., Степановой И.Ю.[3] Задача возникает при соотношении целей с конкретной ситуацией и это соотношение носит проблемный характер, как невозможность разрешить ситуацию (достигнуть цели) средствами наличного опыта и знания. Выполняя задачу, студент имитирует  профессиональную деятельность: анализирует сложившуюся ситуацию, выбирает пути и способы ее решения в соответствии с поставленным заданием, совершает необходимые действия, проверяет правильность выполнения.

Какие компетентности инженерно-педагогического персонала профессиональных образовательных организаций, специалистов и наставников предприятий, участвующих в образовательном процессе, обеспечивают реализацию практико-ориентированной подготовки? Этот вопрос требует детального изучения, но, очевидно, что должно быть развито умение  находить и формулировать задачи, основываясь на профессиональных (корпоративных) стандартах, предметном материале и с привлечением специалистов предприятий, используя интерактивные педагогические технологии, обеспечивать ее решение, оценивать результат и организовывать рефлексию по выделению способа достижения результата, далее обеспечить перевод способа решения в опыт практической деятельности.

Для определения содержания повышения квалификации  педагогических кадров по вопросам реализации практико-ориентированной подготовки нами были изучены статистические данные по педагогическому персоналу образовательных учреждений и проведено анкетирование участников практико-ориентированной (дуальной) подготовки.

Характеристики инженерно-педагогического состава профессиональных образовательных организаций в Красноярском крае

(по состоянию на 01.01.2015)

 

преподаватели общеобразовательных дисциплин

преподаватели специальных дисциплин

мастера производственного обучения

Количество работающих, человек

444

227

777

Доля работающих, имеющих высшее педагогическое образование, %

87

29

11

Доля работающих, имеющих высшую и первую квалиф. категорию, %

64

60

36

Доля мастеров, имеющих производственную квалификацию на уровне и выше установленной выпускникам

-

-

56

Доля работающих, являющихся пенсионерами, %

34

36

23

Доля преподавателей спец. цикла и мастеров производственного обучения составляет 69% от общего числа педагогов - участников профессиональной подготовки.

В отношении преподавателей специальных дисциплин можно констатировать, что имея, как правило, техническое образование и достижения в педагогической деятельности (60% с квалификационной категорией) среди них самая высокая доля работающих пенсионного возраста. В целом по мастерам производственного обучения наблюдаются невысокие достижения в педагогической деятельности (только 36% с квалификационной категорией) при этом только немного более половины имеют производственные квалификации (разряд, класс, категория) на уровне и выше, установленной выпускникам.[4]

В анкетировании приняли участие 165 человек, участвующих в реализации практико-ориентированной (дуальной) подготовки, из них администрация – 15 человек, преподаватели  общеобразовательных дисциплин – 42, преподаватели специальных дисциплин – 88, мастера производственного обучения – 20. Около 33% участников старше  55 лет.

Повышение квалификации в области педагогики  за последние 5 лет прошли 59% опрошенных. Практически 40% преподавателей спец. дисциплин и 70% мастеров имеют производственные квалификации (разряд, класс, категория) на уровне и выше, установленной выпускникам по преподаваемому направлению.

Целевая подготовка

Только  23% ответили, что  содержание преподаваемой дисциплины (модуля) отражает условия предприятий-партнеров  в полном объеме, 62% - по отдельным темам. Хотя 70% уверены, что реализуют целевую подготовку кадров.

(Вывод: содержание корпоративных стандартов используются фрагментарно)

Образ выпускника

На вопрос «Как Вы считаете, чем должны отличаться выпускники по программам дуальной подготовки от  выпускников по обычным программам» ответы сгруппированы  по убыванию значимости:

1 группа. Хорошей практической подготовкой; лучшим знанием требований и организации работы предприятия; способностью выполнять производственные задачи с определенным уровнем ответственности и самостоятельности.

2 группа. Лучшим знанием технологического производства; узкой специализацией под конкретное предприятие; умеет ориентироваться в проблемах, возникающих в процессе работы.

3 группа. Готовностью к самосовершенствованию; недостатком теоретических знаний; ничем, если подготовка организована в соответствии с ФГОСами.

(Вывод: есть понимание результатов практико-ориентированной подготовки)

Представление об образовательном процессе

На вопрос «Как Вы считаете, чем отличается образовательный процесс, организованный  по программам дуальной подготовки от  образовательного процесса по обычным программам» ответы сгруппированы  по убыванию значимости:

1 группа. Привлечением специалистов предприятий к практическим и теоретическим занятиям; большие объемы практического обучения (до 60%); должно быть современное учебно-производственное оборудование.

2 группа. Необходимостью взаимодействовать работников образовательного учреждения с  работниками предприятий; большой подготовительной работой, связанной с разработкой  документации; сетевой организацией учебного процесса

Только в третьей группе, вопросы, касающиеся образовательного процесса:  использованием методов преподавания, позволяющих на качественном уровне освоить необходимый объем знаний в сжатые сроки, организацией интегрированных учебных занятий, предполагается использовать различных методы оценивания

В подтверждение о незначительности технологий только у 24 % выстроена система проведения учебных занятий с использованием активных форм обучения (с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий).

Дефициты в собственной деятельности

Утвердительно ответили 68% опрошенных на вопрос о наличии  трудностей, связанных с разработкой учебно-планирующей документации по преподаваемой дисциплине (модулю) в рамках программ, основанных на принципах дуальной подготовки.

На вопрос «Распределите по значимости трудности, с которыми, на Ваш взгляд, может столкнуться инженерно-педагогический персонал при введении  программ, основанных на принципах дуальной подготовки» ответы сгруппированы  по убыванию значимости:

1 группа. Привлечение представителей из числа работодателей к диагностированию успехов и затруднений в освоении программы  дисциплины, профессионального модуля,  практики; планирование и согласование учебно-программной документации, результатов и видов работ на практике с представителями образовательной организации, предприятия; проведение совместного анализа  занятий учебной практики и организации производственной практики на предприятии, внесение коррективов в собственную профессиональную деятельность.

2 группа.  Отсутствие современного учебного оборудования; определение причин затруднений, индивидуализация и корректировка процесса обучения и воспитания; набор молодежи на программы дуальной подготовки.

3 группа.  Разработка современных оценочных средств и применение оценочных средств, интерпретация  результатов контроля и оценивания; мотивация обучающихся к трудоустройству на предприятия-партнеры, к освоению корпоративной культуры; слабое представление об особенностях современной  организации труда предприятий-партнеров, о современных производственных технологиях, оборудовании,  корпоративной культуры предприятий-партнеров; выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися; отсутствие команды в образовательном учреждении, на предприятии, реализующей программу дуальной подготовки.

Литература:

1.Адольф В.А., Ковалевич И.А., Чурляева Н.П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа-вуз-предприятие».// Казанский психолого-педагогический журнал. -2011.- № 4. - С.77-87.

2.Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторское сопровождение как необходимое условие реализации ФГОС ВПО// Инновации в образовании.  -2013.-№3.- С. 5-13.



[1]Указ Президента РФ от 7 мая 2012  № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»

[2]Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию / Высшее образование в России

[3]И.Ю. Степанова, В.А. Адольф Проектирование практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога в вузе: монография. Красноярск: «ЛИТЕРА-принт», 2013. 367 с.

[4] Федеральное статистическое наблюдение по Красноярскому краю за 2014г. Форма № 3 (профтех)

 


 

ПАРТНЕРЫ

АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Молодёжный центр "Новые имена" Краевая научная библиотека Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Фонд счастливые дети

Решаем вместе


Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?