Функциональное воспитание: новый подход к социализации в системе среднего профессионального образования

Авторы: Ермаков С. В., кандидат филосовских наук, руководитель отдела Центра современных технологий профессионального образования, эксперт АНО ДПО "Открытое образование" (г. Москва),
Аверков М. С., методист Центра современных технологий профессионального образования, эксперт АНО ДПО "Открытое образование" (г. Москва)

Стратегические приоритеты и соответствующие задачи

Понятие функционального воспитания

Тема воспитания хорошо забыта в современной педагогике. Тому есть причина: традиционно воспитание понималось как целостный синтез личности, освоение базового комплекса ценностей и норм, позволяющих воспитаннику быть «общественно полезной» социальной единицей.

Предполагалось, что образовательные институты способны нести ответственность за формирование такой целостности. Но в реальности такое воспитание было возможно либо в закрытых элитарных учебных заведениях (английские школы, в которых воспитатели разделяют те же базовые ценности и нормы, что семьи воспитанников, и функция воспитания фактически делегируются ими семьями), либо (с относительным успехом) в тоталитарных обществах, в которых образование берёт на себя обязательства, традиционно реализуемые иными общественными институтами (правовая система, семья, церковь, местные и профессиональные сообщества).

Любой современный педагог отдаёт себе отчёт в недостижимости такого целостного синтеза внутри образовательных институтов: слишком много факторов, определяющих ценности, цели, ситуативные и жизненные выборы современного взрослеющего человека, слишком высока их изменчивость и неопределённость.

Тем более это, казалось бы, касается образовательных институтов, отвечающих за вполне определённый отрезок жизни (например, как в СПО — за старший подростковый и юношеский возраст, когда личность в целом уже сформирована) и за локальный фрагмент образовательных задач (освоение конкретной профессиональной деятельности).

Но, не претендуя на участие в синтезе личности в целом, мы можем ставить задачу синтеза или выращивания определённых функций, обеспечивающих продуктивное включение в сложные формы деятельности.

Сам термин «функциональное воспитание» впервые, видимо, возник в работах А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии, в которых речь шла о решении вполне локальной практической задачи — восстановление движений после ранений. Если совсем конкретно,  после того как врачи вылечили раненую руку, нужно заново сформировать отношение к руке как здоровой, научить снова ей владеть. Далее тема получила развитие в работах инженерных психологов, связанных с обучением операторов сложных технических систем: выяснилось, что для владения сложной технической системой недостаточно понимания теории её функционирования и навыков работы с показаниями приборов и устройствами управления, необходимо формирование определённого личностного отношения к этим системам.

Задачи по отношению к учащимся СПО

1. Современным ученикам необходимо, по-видимому, пройти обе эти стадии:

1. Преодоление общей «разбросанности», отсутствия координации мотивов, побуждений и конкретных поступков (как в быту, так и внутри профессии).[1]

Среди общих личностных качеств, дефицит которых затрудняет профессионализацию, можно выделить:

  • аккуратность, способность выполнять действия точно, со всеми необходимыми ограничениями;
  • общую грамотность, в том числе способность прочитать инструкцию и способность внятно объяснить хотя бы самому себе последовательность своих действий;
  • волю, способность продолжать действие, несмотря на возникающие внешние трудности и внутреннюю потерю интереса, мотивации, усталость;
  • определяющую рефлексию, способность выделить границу известного и неизвестного, понятного и непонятного, обнаружить дефициты в своих знаниях и умениях.

2. «Нежность к ревущему зверю».[2]

Среди качеств, на развитие которых есть смысл работать:

  • способность видеть, чувствовать, анализировать ситуацию целиком. В том числе понимать возможности и границы собственного воздействия на ситуацию;
  • проспективная рефлексия, способность предсказывать возможное развитие ситуации, в том числе в результате собственных действий;
  • способность разбираться, вникать в детали взаимодействия элементов ситуации (отметим, что по статистике большинство техногенных катастроф происходят не из-за сбоев в технических системах, а из-за непредусмотренных взаимодействий со средой или неадекватных действий оператора, который не разобрался в ситуации);
  • внутренняя гордость по поводу своей способности обращаться со сложными системами и технологиями.[3]

2. Позитивная социализация.

Традиционно социализация понимается как включение в определённые социальные целостности - в сообщества и системы коммуникаций.

Абстрактное понимание социализации, в своё время сменившее столь же абстрактное понимание воспитания, не годится для практических целей.

Прежде всего, нужно понимать, что подросток и так социализируется в определённые сообщества. Естественные процессы приводят к тому, что он, как правило, социализируется в сообществах, связанных с деструктивными или непродуктивными формами деятельности:

1. Криминализованные сообщества, даже если не напрямую завязанные на криминалитет, то связанные с агрессивной демонстрацией своего присутствия.

Для русских (русскоязычных) подростков, по преимуществу с рабочих окраин, — гопник. Для подростков из сообществ мигрантов — национальная мафия. Безусловно, это ещё не криминалитет в собственном смысле, но грань между агрессивным навязыванием собственного присутствия и конкретным преступлением (хулиганством, вандализмом, грабежом) достаточно зыбкая.

2. Сообщества «демонстративного потребления». Ошибкой можно считать утверждение части социологов, что «демонстративное потребление» — это для «золотой молодёжи» и среднего класса. Наиболее яркие сообщества такого рода:

  • Байкеры. Здесь как раз успешен не только тот, кто может позволить себе купить мощный мотоцикл за родительские деньги, но и тот, кто может собрать или хотя бы тюнинговать мотоцикл «из ничего». А ещё — самый безбашенный, кто может гонять, невзирая на правила движения и технические ограничения.
  • Хипстеры. Те, кто предпочитают наиболее вычурные формы досуга. К сожалению, культурная политика в отношении молодёжи во многом ориентирована именно на эту целевую аудиторию. Престижность потребления в этих сообществах определяется именно степенью необычности, вычурности. Косвенно сюда же можно отнести молодёжные творческие сообщества, но об этом в следующем разделе.
  • Гики. Предметом престижного потребления являются современные цифровые устройства. Простейший вариант — демонстрация готовности забивать микроскопом гвозди (то есть использовать планшет последнего поколения для телефонных звонков); более сложный — уход в виртуальность, от многопользовательских ролевых игр до моды на «селфи».

Ещё раз отметим, что эти социальные среды связаны именно с определённым стилем потребления.

Создание социальных сред, связанных с продуктивным действием (и с модой на продуктивное действие), является в настоящее время сравнительным паллиативом.

По-видимому, не исследовался вопрос о том, насколько участие современных подростков и юношей в волонтёрских движениях, муниципальных трудовых отрядах школьников и студенческих трудовых отрядах позволяет действительно осуществить продуктивное действие, а не приобрести индульгенцию на досуг, связанный с демонстративным потреблением.

Но уже из общего обзора видно, что необходим сдвиг акцента.

Многие современные подростки и юноши готовы осваивать сложную технику (и даже делать её своими руками), необходимо задать основание для гордости — «я это сделал». И ту социальную среду, в которой сделать что-то самому (а не просто найти или заработать деньги и купить) модно и престижно, в которой навязать своё присутствие есть смысл тому, кто в этом присутствии (в помощи, в соучастии) на самом деле нуждается.

Общение со старшими поколениями профессионалов само по себе не задаёт основания для трансляции этой ценности (в том числе в силу возрастного скептицизма подростков по отношению к опыту предыдущих поколений). Необходимо искать профессионалов, готовых выстраивать реальную совместную деятельность.

3. Продуктивная инкультурация.

Современные формы молодёжного творчества (КВН, любительское видео, особенно то, которое спонтанно распространяется в социальных сетях, демотиваторы, селфи) по преимуществу также представляют собой формы навязывания своего присутствия.

Был период, когда было полезно поощрять любые формы самореализации и самоактуализации, но современная подростковая мода (особенно проявленная в социальных сетях) демонстрирует самоценность самозаявления без критического отношения как к самому себе, так и к тому, что именно заявляется.

Продуктивная инкультурация, в отличие от спонтанного освоения форм творчества, должна включать в себя:

  • оформление собственной ситуации (или ситуации по какой-то причине значимой, будь то события, происходившие в истории или происходящие в воображаемых мирах) посредством культурного художественного образа или выстроенного авторского персонажа;
  • освоение культурных прототипов и аналогов, поиск героев, попадавших в сходные ситуации или сталкивавшихся со сходной проблематикой, и сюжетов, прежде всего, сюжетов позитивного и продуктивного выхода из проблемной ситуации.

Кино и сценическое творчество требуют специальной технической подготовки, освоения азов профессионального мастерства.

Несколько большую свободу как форма продуктивной инкультурации даёт ролевая игра. От участника игры требуется не столько точное сценирование и артистическое перевоплощение, сколько проживание характера и судьбы своего персонажа со всеми перипетиями, с которыми ему придётся столкнуться по ходу игрового сюжета.

В то же время игра, основанная на историческом материале или литературном сюжете, требует подробного освоения игрового мира. Для получения настоящего удовольствия от игры игрок должен не только вжиться в персонажа и освоить обстоятельства мира как «правила игры», но и начать понимать логику действия других персонажей, их игровые мотивации и характеры.

В этом отношении ролевая игра задаёт оптимальный баланс между искусством, требующим художественного продукта, значимого не только для автора, но и для зрителя, и виртуальными игровыми мирами, в которых участник должен действовать по заранее прописанной канве персонажа, и вся свобода сводится к выбору этого персонажа и принятию решений (как правило, из достаточно ограниченного спектра) от его имени.

В целом приоритеты должны задавать образ жизни ученика/выпускника СПО как:

  • человека, умеющего управлять собой и ориентироваться в современном мире;
  • человека, готового осваивать сложные технологии и управлять сложными системами;
  • человека, для которого ценно продуктивное действие «от себя»;
  • человека, умеющего выстроить образ собственного действия и себя в своём действии.

Задачи по отношению к преподавателям СПО

Ключевые дефициты преподавателей СПО (выделены на основе конкурсов педагогического мастерства и кадровых школ):

  • мастера производственного обучения, по преимуществу, удерживают позицию «от сохи»; готовы учить образцам и конкретным приёмам, а не общему способу постановки задач, проектированию и планированию профессионального действия в условиях обновления технологий;
  • преподаватели общих предметных дисциплин склонны рассматривать «межпредметные связи» и необходимость связывать предмет с конкретной профессией как внешнее требование, удовлетворяемое, по преимуществу, формально (в то время как общеобразовательные, в первую очередь гуманитарные дисциплины, позволяют работать и на функциональное воспитание, и на трансляцию образцов продуктивного действия);
  • в некотором преимуществе преподаватели специальных дисциплин, умеющие связать теоретическое знание с конкретными профессиональными задачами и приёмами; но здесь, возможно, выборка не полна, необходимо учесть гендерные особенности и спектр представленных специальностей.

В целом можно фиксировать, что даже те педагоги, которые достигли значительного мастерства в преподавании своих дисциплин, должны ещё освоить способы осмысления и методического оформления своей деятельности.

Кроме того, необходимо выделить специальную позицию (на первом шаге, ввиду кадрового и ресурсного дефицита, использовать энтузиазм отдельных педагогов) организатора профессиональных клубов, клубов профессионального творчества, потенциальных лидеров разновозрастных проектов.[4]

В целом, независимо от специализации, должен быть выстроен образ преподавателя СПО как человека, владеющего своим делом и готового одновременно транслировать конкретные схемы и приёмы, показать, как эти схемы и приёмы выстраиваются в целостное действие, и «заразить» своим отношением к делу.

Возможные технологии

По отношению к учащимся СПО

1. Тренинги личностной сборки:

1.1. Простые коммуникативные тренинги и игры на взаимодействие с последующей рефлексией внутренних ограничений.

1.2. Тренинги на выполнение простых заданий, требующих тщательности в организации действия и взаимодействия.

1.3. Арттерапия и сказкотерапия: создание визуальных и сюжетных метафор себя и своего будущего.

1.4. Тренинги работы с телесными зажимами: театр спонтанности, транс-дэнс, боди-арт.

2. Тренинги освоения сложности:

2.1. Работа с 3D-тренажёрами (симуляторами), дистанционное управление моделями технических устройств (в том числе дронами и квадро-коптерами).

2.2. Деловые игры, моделирующие кризисные ситуации в управлении сложными технологическими системами (энергетика, космос, транспортные инфраструктуры), в том числе с элементами компьютерного моделирования.

2.3. Учебные и практические занятия по технологии решения изобретательских задач в разных сферах.

3. Совместные проекты носителей профессий («мастеров») и учащихся.

3.1. Проекты пробного характера, позволяющие раскрыть «тайны ремесла», освоить то, что не лежит на поверхности (научится «чувствовать материал», например).

3.2. Проекты, смысл которых — демонстрация виртуозности во владении ремеслом.

3.3. Инновационные проекты, экспериментальные производства.

4. «Мир современных профессий».

4.1. Конкурсы видеопроизведений и сценических постановок, показывающие не только и не столько особенности деятельности современных профессионалов, сколько их личностное отношение к своей деятельности, в том числе связь личностных особенностей и профессионального мастерства. Конкурсы должны сопровождаться обучением участников азам того, что требуется для создания качественного визуального либо сценического продукта. Чрезвычайно важна публичная демонстрация лучших произведений максимально широкой публике (в первую очередь, подросткам и юношам).

В этом направлении могут быть выделены отдельно «истории успеха», биографии выдающихся людей, достигших совершенства в своих профессиях (в том числе наших современников).

4.2. Клуб ролевых игр.

Возможные источники для сюжетов:

  • профессиональные головоломки (на материале как современных, так и исторических и выдуманных профессий);
  • соорганизация людей с разными профессиональными позициями, навыками и качествами в сложных ситуациях;
  • управление конфликтными ситуациями, ситуациями поиска и прорыва.

4.3. Клуб любителей фантастики «ближнего прицела».

Возможные направления работы:

  • поиск актуальных (прежде всего, инфраструктурных) проблем, позволяющих решение на основе существующих технологий;
  • разработка решений и создание технологических моделей;
  • художественное описание возможных последствий внедрения в повседневность новых решений и технологических моделей;
  • передача созданных решений в опытные производства.

Тьюторское сопровождение участников необходимо во всех процессах, но в первую очередь — для участников тренингов и проектных групп. Такое тьюторское сопровождение должно помогать оформить переживание в опыт, обеспечивать возможность переноса опыта на другой материал деятельности, позволять осмысливать событийность как то, из чего можно извлечь полезные уроки для будущего.

По отношению к преподавателям СПО

1. Вовлечение преподавателей-энтузиастов в работу с учениками (все вышеперечисленные технологии).

2. Постоянно действующие рефлексивно-методологические семинары: оформление опыта успешной работы, обсуждение возможных намерений и перспектив.

3. Постоянно действующий семинар «Книжник». Обсуждение современной методологической и психолого-педагогической литературы в отношении к осмыслению и проектированию собственной деятельности.

4. Конкурсы авторских учебно-производственных проектов.

5. Тьюторские курсы и конкурсы авторских программ тьюторского сопровождения.

Возможные институциональные решения

Организационные формы

1. Клубы вокруг общих интересов. Клубы институционально оформляются как:

  • регулярные собрания с обсуждением общих тем, интересов, проектных замыслов и результатов их реализации;
  • зафиксированное время совместной работы над проектами, экспертиз и консультаций (с возможностью доступа к необходимому оборудованию);
  • зафиксированное время индивидуальных и групповых встреч с тьюторами.

2. Конкурсы, включающие в себя:

  • экспертные обсуждения промежуточных результатов работы участников;
  • мастер-классы по заявкам участников и по требованию экспертов;
  • зафиксированное время работы групп, участвующих в конкурсе  (с возможностью доступа к необходимому оборудованию);
  • зафиксированное время индивидуальных и групповых встреч с тьюторами.

3. Интенсивные краткосрочные игровые и тренинговые формы.

Оптимальное время для тренингов — 2-3 погружения по 6 часов.

Оптимальное время для игр — 2-3 недели (в зависимости от сложности материала) на освоение материала и проработку персонажа с мастером игры, 2-4 часа непосредственно на игру.

4. Работа производственных мастерских и опытных производств.

Концентрация оборудования и преподавательского состава в Доме культуры позволит выстроить взаимодействие между учащимися и преподавателями разных образовательных учреждений «на нейтральной территории», аккумулировать кадровые и технические ресурсы, организовать кооперацию в рамках одного проекта между представителями разных профессий.

5. Интенсивные проектно-аналитические погружения:

  • форсайт-исследования с привлечением экспертов и экспертных текстов;
  • создание коллективных замыслов;
  • проектирование и планирование будущей совместной деятельности по реализации замыслов.

Формат погружений необходим для того, чтобы вынуть учеников и преподавателей из контекста повседневности на несколько дней и позволить проработать возможные перспективные, хотя бы и не имеющие отношения к повседневности участников аналитические модели и проектные ходы. Одновременно форма погружения — через задание альтернативных моделей повседневности — позволяет решить ряд задач, в ином требующих специальных тренинговых форматов. Специфику индивидуальных задач и карту зоны ближайшего развития определяет тьютор. Это в первый день погружения либо в режиме предварительных консультаций.

Оптимальное время погружения — 4-6 дней (в зависимости от объёма осваиваемого материала и глубины постановки проблемы).

Наиболее эффективный, но при этом дорогой вариант, — проведение погружения в загородном лагере, что позволяет участникам максимально дистанцироваться от контекста повседневности.

Наиболее бюджетный вариант — ежедневное погружение (от 6 до 8 часов занятий) на базе одного из учреждений СПО; возможная потеря эффективности связана с тем, что участники не имеют возможности дистанцироваться от повседневных контекстов.

Может быть рассмотрен вариант, в котором проживание и питание участников организуется непосредственно на базе Дома культуры (что требует разворачивания соответствующей инфраструктуры; положительные примеры есть в краевой системе дополнительного образования школьников — Станция юных туристов, Краевая школа космонавтики) либо на базе расположенных рядом учреждений СПО и их общежитий.

Новые профессиональные позиции

1. Менеджер образовательных программ.

Постоянный специалист.  Обеспечивает горизонтальные связи между учреждениями СПО (и, возможно, другими образовательными учреждениями) для успешной реализации программ внутри системы деятельности Дома культуры.

Обеспечивает привлечение необходимых экспертов, преподавателей, тренеров и тьюторов.

В рамках имеющегося бюджета и ресурсной базы обеспечивает рациональное использование необходимых ресурсов.

2. Эксперт.

Привлекаемый специалист. В рамках своей профессиональной компетентности и на основе своего профессионального опыта помогает участникам проектных групп оформить замыслы и достижения, выделить дефициты и поставить на основе этих дефицитов образовательные задачи.

При необходимости проводит консультации в соответствии с поставленными образовательными задачами.

3. Ведущий проекта.

Постоянный либо привлекаемый специалист. Организует совместную деятельность с учащимися в зависимости от заявленных приоритетов.

Главное требование — независимо от того, исходит ли идея проекта от участников, от самого ведущего, из внешних позиций (идеальная ситуация — внешний заказ на проект), умеет структурировать содержание проекта в виде иерархии задач, решаемых участниками индивидуально либо в кооперации, может оценить степень и эффективность решения задач.

4. Тьютор.

Постоянный специалист. Обеспечивает индивидуальное осмысление интересов и образовательных возможностей учащегося, картирование зоны ближайшего развития, помогает в продумывании индивидуальных образовательных траекторий и проектных замыслов, оформлении и осмыслении достижений.



[1] Цитируя песню Ю. Кима из фильма об именно таком личностном становлении «Усатый нянь»: Руки сами по себе, ноги сами по себе, голова то ли там, то ли тут! Пока руки догоняю, ноги в сторону бегут!

[2] Название популярного в своё время фильма о лётчиках-испытателях, являющееся цитатой из профессиональных воспоминаний.

[3] Такая внутренняя гордость очень хорошо чувствуется, например, в высказываниях победителей регионального этапа World Skills. Технологии могут быть самыми разными, от создания причёсок до покраски автомобилей.

[4] Как показывает практика, такие профессионалы могут быть и достаточно некомфортными в коллективах образовательных учреждений, и «неудобными» в отношении показателей. Тем важнее использовать их потенциал в учреждении, не связанном формальными образовательными показателями.

 


 

ПАРТНЕРЫ

АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Молодёжный центр "Новые имена" Краевая научная библиотека Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Фонд счастливые дети

Решаем вместе


Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?