Теоретические положения создания системы практико-ориентированного (дуального) обучения

Авторы:
Бутенко А.В., кандидат физико-математических наук, 
доцент ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет",
Ворошилов В.А., заместитель директора Центра современных технологий профессионального образования, 
Иванова Л.В., кандидат философских наук, директор Центра современных технологий профессионального образования,
Никитина О. Н., кандидат социологических наук, заместитель министра образования Красноярского края.

Первое положение. Успешность профессиональной деятельности может определяться с точки зрения различных субъектов:

  • самого выпускника, пришедшего в коллектив на работу (одними из критериев/мотивов успешной профессиональной деятельности для него являются – возможность самореализации, уровень заработной платы, желание войти в определенную социальную группу и др.);
  • работодателя (критериями успешной профессиональной деятельности работников организации для работодателя являются – прибыль, капитализация, качество и производительность труда);
  • государства, которое обеспечивает обучение выпускника ОУ СПО (для государства успешная профессиональная деятельность связана с развитием человеческого капитала, активной позицией граждан, уважением к общекультурным ценностям,  профессиональной мотивацией к достижению высоких уровней мастерства).

Содержание практико-ориентированного обучения определяется исходя из ряда рамок:

1-я рамка – ориентация на ФГОС и профстандарты;

2-я рамка – ориентация на рекордные проявления мастерства (задаются движением WorldSkills);

3-я рамка – ориентация на корпоративные профессиональные стандарты, организационную культуру предприятия;

4-я рамка – теоретические основания, опирающиеся на  деятельностный подход (необходимы представления о практичности, практико-ориентированности обучения, представления о типах профессионализма, деятельностные представления о системе  и т.д.).

Представления о практико-ориентированности задаются двумя типами знаний:

  • знания о функциональной структуре современной профессиональной деятельности, прежде всего знания о результативности и продуктивности деятельности (онтологическое знание);
  • знания о способах осуществления деятельности, обобщенных и конкретных трудовых функций в рамках определенной  системы разделения труда (знание об организации деятельности).

Второе положение. В связи с необходимостью организационного развития предприятий, повышением технологической культуры производства, введением новых профессий и специализаций в связи с постоянным технологическим обновлением, осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность, включаться в развитие производств в целом - изменяются привычные представления о результатах профессионального обучения: формируются представления о ключевых компетенциях, разрабатываются методы их освоения. Ключевые или базовые компетенции носят метапредметный и транспрофессиональный надпредметный и надпрофессиональный характер. Они не связаны жестко с узкой профессионализацией по осуществлению стандартных операций в профессиональной сфере, они относятся, скорее, к области профессиональной универсализации и мобильности, в основе которых лежит определенный уровень человеческих возможностей — потенциал личности.

По мнению исследователей, ключевые – это наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в современных условиях.  Именно ключевые компетентности переносимы в новые ситуации. Причем речь идет о двух типах ключевых компетенций: существующих собственно в профессиональной сфере (ключевые профессиональные компетенции) и ключевые компетенции, формирующие то, что принято относить к общекультурной, функциональной грамотности, в целом развитию личности.

В настоящее время в сфере профессиональной подготовки  Западной Европе в качестве одной из основных задач воспитания и образования школьников обозначается освоение «ключевых компетенций». При этом образовательные компетенции понимаются как «результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом» в процессе их применения. Именно они, по мнению Равена, «позволяют достигать людям личностно значимых для них целей...».

В связи с этим полаганием одной из важных задач практико-ориентированного обучения является создание условий для освоения обучающимися первичных техник стратегического планирования, системного анализа, осуществления продуктивной коммуникации.

В результате обучающийся должен иметь представление об основах проектирования и стратегического планирования профессиональной деятельности и связанных с этими представлениями понятиях:

  • контексты, оказывающие влияние на сферу труда;
  • образ будущего;
  • постановка цели деятельности;
  • самоопределение;
  • рефлексия;
  • понимание;
  • продуктивное взаимодействие.

В результате обучающийся должен уметь:

  • строить образ своего будущего;
  • продуктивно взаимодействовать с коллегами;
  • определять цель, задачи своей деятельности;
  • осуществлять презентацию своих личных и профессиональных достижений;
  • осуществлять анализ достигнутых результатов;
  • оформлять результаты своей деятельности;

иметь практический опыт:

  • составления образа своей будущей деятельности;
  • продуктивной коммуникации;
  • планирования профессиональной деятельности;
  • самопрезентации.

Эти представления формируют требования к педагогической, методической деятельности.

У обучающихся должно складываться осознанное отношение к собственной образовательной деятельности, устойчивая мотивация к будущей профессиональной деятельности. Для этого необходимы определенные условия, при которых у них за счет специально организованной в образовательном процессе деятельности начинают оформляться собственные цели, варианты будущей профессиональной деятельности/ карьеры, индивидуальные образовательные траектории. Такого рода деятельность направлена на практическое освоение  способов «работы с будущим», которые позволят представлять свою будущую профессиональную деятельность более детально. На этой основе появляется возможность сознательно ставить перед собой образовательные цели и задачи и строить собственную профессиональную карьеру.

Освоение способов работы с будущим происходит в  совместной деятельности, где присутствуют элементы проектирования и стратегического планирования. 

Этой деятельности присущ мощный образовательный потенциал - способность параллельно с непосредственным результатом (созданием  проекта или стратегического плана своей профессиональной карьеры/деятельности) обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, ценностей и привычек. По ходу обучения участник включается в коммуникацию, направленную на поиск решения проблем, связанных с осуществлением профессиональной деятельности. При этом он получает новую информацию, осваивает новые виды деятельности, переживает позицию творца, позицию «управляющего обстоятельствами человека». Поэтому на каждом этапе обучения появляются определенные «приращения» в его компетентностях, качествах.

Образовательные ориентиры и предметное содержание определяется из соотнесения корпоративных стандартов, корпоративной культуры, ФГОСов, международных стандартов профессионального мастерства, заданных движением WorldSkillsInternational (Рисунок 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третье положение. Сегодня профессиональная деятельность работников различается в разного рода организациях. Соответственно, для кадрового обеспечения предприятий, реализующих разного типа производственные процессы, практико-ориентированные образовательные модели также будут разными. Следовательно, разными будут и образовательные результаты.

Подготовка студента для сложного высокотехнологического производства, в котором инновационные разработки и решения осуществляются на специально выделенных инженерно-технологических позициях, должна сочетаться с  задачей хорошо подготовленного выпускника системы СПО – успешно встроиться в сложный технологический процесс, то есть разобраться и эффективно выполнить производственные задания, которые формулируются для него технологами и инженерами. Выпускники с такого рода компетенциями требуются на предприятиях ОАО «Красмаш» и ОАО «ИСС».

Результат профессионального образования для такого производственного процесса – «Человек самостоятельный, мобильный, высокоорганизованный», способный решать задачи, обеспечивающие эффективное выполнение отдельных компонентов сложного производственного процесса. Он должен обладать наряду с узкопрофессиональными компетенциями, компетенциями, обеспечивающими его становление как высокоорганизованного, самостоятельного работника.

Однако есть высокотехнологичные производства, в которых инновационный процесс совмещен с производственным. Так, например, на ОАО «НПП «Радиосвязь» реализуется целостная система управления производственным процессом, предполагающая активное участие в осуществлении этого процесса работника и позволяющая вносить в него предложения по изменению, совершенствованию производственного процесса. В этом случае к квалификации каждого работника этого предприятия предъявляются дополнительные требования. В их число входят:

  • умение работать в команде,
  • вести продуктивную коммуникацию,
  • формулировать предложения по совершенствованию производственно-технологического процесса.

В этом случае педагоги и другие участники системы профессионального практико-ориентированного обучения должны организовывать коллективную интеллектуально-технологическую деятельность, обеспечивающую синергетический эффект в продуцировании новых идей, технологий, решений, и освоение студентами данных компетенций.

Следует отметить, что существующее профессиональное образование, обеспечивающее подготовку по массовым профессиям, прагматически ориентировано (обучают лишь тому, что будет использовано в трудовом процессе и что необходимо для социальной успешности человека). Как следствие, чем сложнее производственный процесс и выше требования работодателей, тем более сложные модели процесса обучения используются в системе профессионального образования.

Четвертое положение. Разработка системы оценивания компетенций выпускников производилась на основе следующих представлений об этапах оценивания и их содержании. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПАРТНЕРЫ

АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Молодёжный центр "Новые имена" Краевая научная библиотека Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Фонд счастливые дети

Решаем вместе


Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?