Экономические предпосылки внедрения элементов дуальной системы образования и некоторые шаги по их внедрению

Автор: Зайцев Денис Юрьевич - заведующий отделением КГБОУ СПО "Сосновоборский автомеханический техникум"

Вызовы современной экономики заставляют людей пересматривать свое отношение к некоторым ценностям жизни, среди таких ценностей – традиции образования и профессионального становления. При этом экономика государства в целом не напрямую влияет на своих граждан, а через целые сектора и отрасли. Не исключением стало и образование, являющееся фундаментом для любой производственной или социализированной отрасли экономики.

Основные изменения, произошедшие за последние двадцать лет  - научно-технические прорывы в оборонной промышленности, связанные с постоянной гонкой вооружений или стремлением к главенству в космическом пространстве (как показал поверхностный сбор информации каждая крупная держава ставит в приоритеты именно эти аспекты). Перевооружение производств на современное оборудование повысило уровень требований к рабочим, приходящим на производство. Однако система профессионального образования не способна самостоятельно отреагировать на все происходящие изменения и здесь необходимо вмешательство того производства, для которого система и работает!

Большинство образовательных организаций, любого уровня подготовки кадров, работают по традиционным схемам целевой и контрактно-целевой подготовки, в рамках которой предприятие просто говорит сколько нужно специалистов и в каком направлении (по какой профессии) подготовить. В такой схеме достаточно просто увидеть интересы всех трёх сторон: студент – гарантированное трудоустройство, предприятие – дипломированный специалист, образование – контингент обучающихся. Но современная экономика (начало статьи) требует оперативного решения ряда задач, в том числе задач по внедрению молодого специалиста в реальное производство и получение от его работы прибили!

Как обстоят дела с адаптацией молодых специалистов на сегодняшний день? Заканчивая обучение и приходя на предприятия (даже имея квалификацию) работник, естественно, знакомится с производством, далее начинается его «притирка» к коллективу и рабочему месту. После этого, начиная работать, как часто бывает, на незнакомом оборудовании (!) появляются первоначальные ошибки (слом, брак, сроки сдачи). Как показывает статистика, срок адаптации молодого специалиста достигает трех-пяти лет (!), если провести простой подсчет убытков, которые приносит предприятию «новичок» - можно спокойно говорить о полном провале системы профессионального образования. Но проблема здесь заключается не в качестве образования, а в оторванности образования от реального производства! Когда мы учим пользоваться одним видом приборов и инструментов с десятилетней историей, а иногда и с двадцатилетней, предприятие уже использует другой вид инструмента, более современный и актуальный. Когда образование требует от студента выполнение (освоение) учебного плана и стандарта – производство руководствуется корпоративными требованиями и нормами, которые зачастую расходятся с представлениями образовательных программ.

Опыт регионов России (Калужская область, республика Татарстан, Челябинская область) показал, что сближение производства и образования приносит только положительные результаты, осталось подобрать форму взаимодействия с каждым предприятием и образовательной организацией. Одна из форм - создание на производстве учебных участков и организация на их базе части образовательного процесса, второй способ – вынесение учебного участка за пределы производства и создание образовательных центров с мощной учебно-производственной базой и третья форма взаимодействия это оценка затрат предприятия на «доводку» молодого специалиста, и постепенное дооснащение учебного процесса недостающей инструментально-приборной базой и переводом части лабораторно-практических занятий в реальные производственные цеха в зависимости от возможностей учреждения. При третьем варианте виден определённый экономический эффект для предприятия, которое адаптирует будущего выпускника по свое уникальное производство. Любая из трёх форм окажет влияние на формирование производственной культуры у будущего работника и в дальнейшем ему будет легче адаптироваться на уже знакомом предприятии.

 Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой обучающиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах.

В организации молодежь получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные. А мастера на предприятии помогают им приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии.

 При всех трёх формах взаимодействия нужно учесть один момент – чему учить?! Для ответа на данный вопрос необходимо провести анализ соответствия федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) требованиям работодателя. Тут важной особенностью является стиль общения и терминология, используемая образованием и производством, одни не слышат о чём говорят другие. Объединяющей формой требований и стандартов является язык знаний и умений, на основе которых работодатель может составить квалификационные требования. Следующий шаг – это сравнить требования работодателя и ФГОС, так как ФГОС – стандарт и уменьшить его не вправе никто – следует этот стандарт расширить недостающими знаниями и умениями из требований работодателя. Полученный симбиоз поможет сформулировать акценты на конкретные дисциплины или появление новых дисциплин в рамках вариативных  академических часов.

Как понять, сколько времени проводить студенту на предприятии? Компромиссом в этой ситуации будет являться глубокий анализ возможностей образовательной организации и выявление проблемных точек, как материально-технической базы, так и подготовки преподавателей. Только после подобного анализа работодатель (предприятие) сумеет ответить на вопрос: «сколько времени потратить на обучение на предприятии». Возможно, предприятие пойдет на такие шаги как переподготовка специалиста образовательной организации на своих мощностях или усовершенствование материальной базы организации.

Только подобные совместные шаги образования и производства смогут привести к ожидаемому эффекту: ответ современной экономике на высокие темпы развития и быстрая адаптация молодого специалиста на производстве!

 


 

ПАРТНЕРЫ

АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Молодёжный центр "Новые имена" Краевая научная библиотека Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Фонд счастливые дети

Решаем вместе


Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?