Трехмерная модель компетенции в дуальном обучении: необходимость в системном конфигураторе
Автор: Блинов Геннадий Николаевич - заведующий лабораторией прикладной методологии краевого Института повышения квалификации работников образования
Тезис 1. Первым измерением (первой мерностью) компетенции в дуальном обучении является содержание.
Содержание компетенции в дуальном обучении определяются на основе понимания современных характеристик того или иного вида профессиональной деятельности и задач, которые задаются спецификой осуществления определенного вида профессиональной деятельности на конкретном предприятии (Табл. 1).
|
Задачи, решаемые предприятием |
Основные характеристики вида профессиональной деятельности |
Компетенции |
Табл.1. Матрица определения содержания компетенции
Например, оператор станков с программным управлением осуществляет:
- процесс обработки деталей на станках с программным управлением;
- управляет группой таких станков, обслуживает многоцелевые станки с числовым программным управлением и манипуляторы для механической подачи заготовок;
- устанавливает заготовки, заменяет инструмент, задает режим работы станку;
- следит за процессом и качеством обработки изделий, устраняет неполадки в работе инструмента и приспособлений.
Но, только понимания современных характеристик вида профессиональной деятельности, которые являются универсальными – недостаточно. Необходимо на эти требования наложить эксклюзивные задачи, связанные со спецификой металлообработки в данном конкретном предприятии (тип технологии, масштаб, качество, материалоемкость, серийность…).
Само наложение является самостоятельной задачей, требующей построения особого конфигуратора первого вида.
Тезис 2. Вторым измерением (второй мерностью) компетенции в дуальном обучении является структура.
Структура компетенции в дуальном обучении представляет собой совокупность трех компонент: когнитивного (знания, понимание, представления), деятельностного (умения, навыки, опыт), мотивационно-ценностного (стремления, отношения, установки).
Сочетание (гармонизация) этих трех компонентов структуры компетенции требует построения особого конфигуратора второго вида.
Тезис 3. Третьим измерением (третьей мерностью) компетенции в дуальном обучении является уровни освоения компетенции.
Уровни освоения компетенции в дуальном обучении задаются сочетанием теоретического и практического типов знания (формального и неформального).
Сочетание теоретического и практического типов знания (формального и неформального) требует построения особого конфигуратора третьего вида.
Тезис 4. Системный конфигуратор представляет собой циклически повторяемый в режиме жизненного цикла профессиональной деятельности правила (нормы) «обхода» по выделенным трем видам частных конфигураторов (содержательного, структурного, уровневого).
Тезис 5. Язык оформления компетенции в дуальном обучении должен «быть языком» реальной производственной задачи.
Пример: «конфигурированного» оформления компетенции для оператора станков с ЧПУ (Молчанюк А.В., директор по персоналу НПО «Салют, Ярославль).
Компетенция: Способен изготовить деталь, изображенную на чертеже, самостоятельно составив структурированный план действий по изготовлению детали, где указаны все величины технологического процесса и технологические параметры, настроив и наладив оборудование.