Трехмерная модель компетенции в дуальном обучении: необходимость в системном конфигураторе

Автор: Блинов Геннадий Николаевич - заведующий лабораторией прикладной методологии краевого Института повышения квалификации работников образования

Тезис 1. Первым измерением (первой мерностью) компетенции в дуальном обучении является содержание.

Содержание компетенции в дуальном обучении  определяются на основе понимания современных характеристик того или иного  вида профессиональной деятельности и задач, которые задаются спецификой осуществления определенного вида профессиональной деятельности на конкретном предприятии (Табл. 1).

 

Задачи, решаемые предприятием

Основные характеристики вида  профессиональной деятельности

Компетенции

Табл.1. Матрица определения содержания компетенции

Например, оператор станков с программным управлением осуществляет:

  • процесс обработки деталей на станках с программным управлением;
  • управляет группой таких станков, обслуживает многоцелевые станки с числовым программным управлением и манипуляторы для механической подачи заготовок;
  • устанавливает заготовки, заменяет инструмент, задает режим работы станку;
  • следит за процессом и качеством обработки изделий, устраняет неполадки в работе инструмента и приспособлений.

Но, только понимания современных характеристик вида профессиональной деятельности, которые являются универсальными – недостаточно. Необходимо на эти требования наложить эксклюзивные задачи, связанные со спецификой   металлообработки в данном конкретном предприятии (тип технологии, масштаб, качество, материалоемкость, серийность…).

Само наложение является самостоятельной задачей, требующей построения особого конфигуратора первого вида.

Тезис 2. Вторым измерением (второй мерностью) компетенции в дуальном обучении является  структура. 

Структура компетенции в дуальном обучении представляет собой совокупность трех компонент: когнитивного (знания, понимание, представления), деятельностного (умения, навыки, опыт), мотивационно-ценностного (стремления, отношения, установки).

Сочетание (гармонизация) этих трех компонентов структуры компетенции   требует построения особого конфигуратора второго вида.

Тезис 3. Третьим измерением (третьей мерностью) компетенции в дуальном обучении является уровни освоения компетенции.

Уровни освоения компетенции в дуальном обучении   задаются сочетанием теоретического и практического типов  знания (формального и неформального).

Сочетание теоретического и практического типов  знания (формального и неформального) требует построения особого конфигуратора третьего вида.

Тезис 4. Системный конфигуратор представляет собой  циклически повторяемый в режиме жизненного цикла профессиональной деятельности правила (нормы) «обхода» по выделенным трем видам частных конфигураторов (содержательного, структурного, уровневого).

Тезис 5. Язык оформления компетенции в дуальном обучении должен «быть языком» реальной производственной задачи.

Пример:  «конфигурированного» оформления  компетенции для оператора станков с ЧПУ (Молчанюк А.В., директор по персоналу НПО «Салют, Ярославль).

Компетенция: Способен изготовить деталь, изображенную на чертеже, самостоятельно составив структурированный план действий по изготовлению детали, где указаны все величины технологического процесса и технологические параметры, настроив и наладив оборудование. 

 


 

ПАРТНЕРЫ

АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Молодёжный центр "Новые имена" Краевая научная библиотека Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Фонд счастливые дети

Решаем вместе


Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?