Семинар на тему "Разработка предложений к организации практики дуального образования в Красноярском крае", 19-20 марта 2014

В рамках реализации проекта «Дуальное образование» Центр современных технологий профессионального образования проводит комплекс проектных семинаров, целью которых является разработка и реализация системы современной дуальной подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий машиностроительного комплекса Красноярского края.

Для эффективной реализации проекта необходимы координация деятельности его участников по практической подготовке высококвалифицированных кадров, апробация программ дуального образования, реализуемых в соответствии с квалификационными требованиями.

Этапы реализации проекта:
- разработка пакета нормативно-правовых документов;
- обеспечение центров дуального образования, действующих на базе предприятий, современным высокотехнологичным оборудованием;
- создание сертификационного центра квалификации выпускников дуального образования.

19-20 марта 2014 года состоялся семинар «Разработка предложений к организации практики дуального образования в Красноярском крае» В КГБОУ СПО «Красноярский техникум промышленного сервиса».

Ключевой вопрос данного семинара – это разработка­ современных образовате­льных программ, под заказ предприяти­я. Образовательные программы должны быть разработаны таким образом, чтобы процесс вхождения обучающихся в рабочий режим осуществля­лся очень быстро, чтобы уже во время учебы студенты выполняли именно те работы, которые необходимы­ для производст­ва и были погружены в тематику того предприяти­я, на котором ему предстоит работать.

В работе семинара приняли участие:

  • заместитель губернатора Красноярского края – заместитель председателя правительства Красноярского края Андрей Гнездилов,
  • заместитель министра образования и науки Красноярского края Ольга Николаевна Никитина,
  • ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Ольга Фридриховна Батрова,
  • команды от предприятий, представители восьми средних специальных учебных заведений и красноярских вузов,
  • команда методологов-проектировщиков.

Закончилась работа семинара проведением круглого стола с АиФ «Дуальное образование в Красноярском крае: готовы ли вузы, техникумы и предприятия?».

Программа семинара

Министерство образования и науки Красноярского края

Красноярское региональное отделение Союза машиностроителей России

 Центр современных технологий профессионального образования

 

Программа семинара

Тема: «Разработка предложений к организации
практики дуального образования в Красноярском крае»

 

Дата проведения: 19-20 марта 2014 года.

Место проведения: КГБОУ СПО «Красноярский техникум промышленного сервиса»,

г. Красноярск, ул. Ак. Павлова, 23.

Участники: Представители министерства образования и науки Красноярского края, министерства инвестиций и инноваций Красноярского края, министерства промышленности и торговли Красноярского края, ФГАУ «Федеральный институт развития образования», предприятий машиностроительной отрасли, профессиональных образовательных организаций, высших учебных заведений, КГБОУ ДПО (ПК) С «Центр современных технологий профессионального образования».

Цель:  Прорисовка пространства взаимодействия участников проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения».

Задачи:

1.    Обзор подходов и практик к формированию профессиональных стандартов/квалификаций.

2.    Разработка идей, предложений к совместной деятельности по организации дуального образования в Красноярском крае.

Регламент работы:

19 марта

Тема дня: «Профессиональные квалификации выпускника дуального образования»

10:00 – 10:20

Открытие семинара.

А.А. Гнездилов (заместитель Губернатора Красноярского края – заместитель Председателя Правительства Красноярского края

Согласование целей и задач работы.

О.Н. Никитина (заместитель министра образования и науки Красноярского края).

 

10:20 – 12:00

Дискуссия по теме: «Опыт, подходы, практика формирования профессиональных стандартов/квалификационных требований для промышленности»

Сообщения:

- О.Ф. Батрова (ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования»);

- С.Г. Кукушкин (заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО «Информационные спутниковые системы» имени  академика М.Ф. Решетнева»).

Общее обсуждение.

12:00 – 12:15

Перерыв.

12:15 – 15:00

Установочное сообщение и работа в группах по теме: «Разработка идей, проектных предложений к совместной деятельности по организации дуального образования в Красноярском крае».

1.      Квалификационные требования к работникам
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика
М.Ф. Решетнева.

2.      Квалификационные требования к работникам ОАО «Научно-производственное предприятие «Радиосвязь».

3.      Квалификационные требования к работникам ОАО «Красноярский машиностроительный завод».

4.      Повышение квалификации, переподготовка кадров.

 

13.30 – 14:00

Обед.

15:00 – 17:00

Общее заседание. Обсуждение результатов работы групп по теме: «Модели профессиональных квалификаций выпускников дуального образования».

20 марта

Тема дня: « Предложения к структуре и содержанию образовательных программ дуального образования»

10:00 – 12:00

Установочный доклад на работу в группе:

- Сообщение «Предложения к структуре, содержанию образовательной программы» И.А. Магомедова (директор краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Красноярский техникум промышленного сервиса).

Работа в группах.

12:00-12:30

Обед.

12:30 – 15:00

Обсуждение результатов работы групп. Оформление результатов.

15:00 – 16:00

Круглый стол с АиФ «Дуальное образование в Красноярском крае: готовы ли вузы, техникумы и предприятия?»

Вопросы:

1.    Что такое программа дуального образования? Основные цели и задачи, которые ставятся перед участниками проекта, источники финансирования?

2.     Какие учебные заведения и предприятия вошли в проект? Почему именно они?

3.     Подобная система уже существовала в нашем государстве. Чем будет отличаться современный проект от опыта прошлых лет?

4.    Готов ли бизнес брать на себя ответственность за подготовку кадров? В каких отраслях региона наблюдается дефицит рабочих кадров?

5.    В крае уже несколько лет создаются центры по высокотехнологичным отраслям экономики, попечительские советы при учебных заведениях, в которые входят потенциальные работодатели. Каков результат этой работы?

6.    Что сегодня работодатели ждут от выпускников вузов и техникумов? 

 

Отчет работы группы №1, 3

Отчет

работы группы №1, №3 в ходе семинара  «Разработка предложений к организации практики дуального образования в Красноярском крае»,19 - 20 марта 2014 года.

Для работы в группе по теме «Квалификационные требования к работникам по направлениям подготовки «Станочник (станочник широкого профиля; оператор станков с ПУ)», учитывая общие требования к квалификационным требованиям работников со стороны предприятий машиностроительного профиля, было произведено объединение групп участников семинара от ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева, ОАО «Красноярский машиностроительный завод» и представителей образовательных организаций КГБОУ СПО «Сосновоборский автомеханический техникум», КГБОУ НПО «Профессиональное училище №10», Аэрокосмический колледж ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева», КГБОУ СПО «Красноярский техникум промышленного сервиса»

Список участников:

№ п/п

Ф.И.О.

Должность

1.

Кукушкин  Сергей  Геннадьевич

Заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО «Информационные спутниковые системы» имени  академика М.Ф. Решетнева»

2.       

Титов Олег  Анатольевич

Заместитель генерального директора – директор по персоналу и общим вопросам ОАО «Красноярский машиностроительный завод»

3.       

Дятлов Данил Викторович          

Начальник отдела по обучению и развитию персонала ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева

4.  

Сыродоева  Людмила Марковна

Методист КГБОУ СПО «Сосновоборский автомеханический техникум»

5. 

Житников Владимир Владимирович

Директор КГБОУ НПО «Профессиональное училище  №10»

6. 

Иванова Светлана Александровна

Заместитель директора КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 10»

7.  

Вахмянин Игорь Петрович

Ведущий специалист ОАО «Красноярский машиностроительный завод»

8.   

Меркулов Александр Борисович

Директор центра трудоустройства и сопровождения карьеры студентов и выпускников ФГБУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

9.   

 

Карпачева Ольга Николаевна

Заведующий учебной части Аэрокосмического колледжа ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»

10.  

Шувалова Марина Александровна

Заместитель директора  Аэрокосмического колледжа ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»

11. 

Тимошев Павел Викторович

Заместитель директора  Аэрокосмического колледжа ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»

12.  

Гурылева Ольга Павловна

Ведущий инженер ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева

13.  

Яковченко Александр Геннадьевич

Старший мастер ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева

14.  

Львова Ольга Михайловна

Методист  КГБОУ СПО «Сосновоборский автомеханический техникум»

15.  

Калугин  Сергей  Игоревич

Директор КГБОУ СПО «Сосновоборский автомеханический техникум»

16. 

Зайцев Денис Юрьевич

Заведующий заочным отделением КГБОУ СПО «Сосновоборский автомеханический техникум»

17.  

Арефина Ольга Васильевна

Начальник бюро организационного проектирования ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева

18.  

Крюкова Ирина Александровна

Заместитель директора КГБОУ СПО «Красноярский техникум промышленного сервиса»

19.  

Литвинчук  Андрей  Юрьевич

Начальник бюро прогрессивных технологий ОАО «Красноярский машиностроительный завод»

20.  

Бутенко Андрей Викторович

Доцент кафедры общей педагогики ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

21.  

Егорова Надежда Иннокентьевна

Старший мастер КГБОУ СПО «Красноярский техникум промышленного сервиса»

22.  

Магомедов  Паша Зайнул-Абидович          

Председатель комитета по трудовым ресурсам Союза  промышленников и предпринимателей Красноярского  края

23.  

Алексеев Андрей Викторович

Начальник отдела ОАО «Красноярский машиностроительный завод»

В ходе работы были определены квалификационные требования по направлению подготовки Станочник широкого профиля.

Определен вид трудовой функции: Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа.

Определены общие компетенции работников:

1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

7. Проявлять инициативность в профессиональной деятельности, в освоении совмещенных профессий.

Определены профессиональные компетенции:

1. Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и  шпоночных станках;

2. Осуществлять наладку обслуживаемых станков;

3. Проверять качество обработки деталей;

4. Владеть навыками безопасного выполнения работ по металлообработке.

Намечен план мероприятий группы:

1. Определение направлений подготовки;

2. Составление предприятиями перечня трудовых функций, формируемых компетенций;

3. Проведение анализа профессиональных компетенций, предоставленных предприятиями, с профессиональными компетенциями, определенными ФГОС по данным направлениям подготовки;

4. Проведение анализа умений и знаний, необходимых для овладения компетенций с умениями и знаниями, определенными ФГОС;

5. Разбивка умений и знаний по учебным дисциплинам, профессиональным модулям,  при изучении которых возможно формирование профессиональных компетенций;

6. Разработка форм и методов оценки базового уровня подготовки по профессии.

Отчет работы группы №2

Материалы наработанные рабочей группой в ходе семинара 19-20 марта 2014 г. «Квалификационные требования к работникам ОАО «Научно-производственное предприятие «Радиосвязь».

1. Определение порядка взаимодействия учебных заведений СПО, ВПО и ОАО «Радиосвязь»:

а) СПО выпускник -> «Радиосвязь»;

б) СПО выпускник, ВПО выпускник -> «Радиосвязь».

2. Разработка идей и предложений к совместной деятельности по организации дуального образования;

3. Составление примерного пошагового плана работы совместной деятельности учебных заведений и ОАО «Радиосвязь»:

  • Оценка производственных процессов с выделением профессиональной подготовки (тип рабочего места, вид профессиональной деятельности СПО – производство; СПО- ВПО- производство);
  • Функциональный анализ трудовой деятельности: определение и разграничение профессиональных компетенций для определения ВПД, обобщенных трудовых функций и трудовых функций, предъявляемых работодателям. (проработка ФГОС СПО, ФГОС ВПО, ЕТК, профессиональных стандартов, должностных требований к специалистам при устройстве на работу и при прохождении практик);
  • Анализ соотношения ФГОС с трудовыми функциями и определения возможности реализации – перечень дисциплин, профессиональных модулей, практик и их содержание; определение минимального уровня требований к специалисту;
  • Разработка учебных планов в соответствии с заданными трудовыми функциями работодателем по схеме СПО – производство.

Разработка сопряженных учебных планов по подготовке магистров по схеме СПО – ВПО – производство.

  • Согласование, доработка и утверждение учебных планов;
  • Разработка учебных программ;
  • Определение финансового, материального-технического и кадрового обеспечения профессиональной подготовки специалистов по обоим схемам.

Зам. директора по учебной работе                                                                               Бодрова Н.П.


 

ПАРТНЕРЫ

АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Молодёжный центр "Новые имена" Краевая научная библиотека Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Фонд счастливые дети

Решаем вместе


Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?