«Что продемонстрировал демонстрационный экзамен»: интервью с Наталией Зимен

Прошло 5 лет с тех пор, как демонстрационный экзамен стал в России официальной формой государственной итоговой аттестации выпускников учреждений среднего профессионального образования. Он предусматривает моделирование реальных производственных условий, независимую экспертную оценку выполнения заданий, определение уровня знаний, умений и навыков студентов в соответствии с международными требованиями. О его внедрении в Красноярском крае рассказала руководитель отдела координации демонстрационного экзамена (Центр развития профессионального образования, г. Красноярск) Наталия Зимен.

– Наталия Васильевна, начнём с основ: что такое демонстрационный экзамен? Зачем понадобилась новая форма оценки выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО)?

– Демонстрационный экзамен вышел из чемпионатного движения Ворлдскиллс Россия. Это международное движение молодых профессионалов успешно развивалось в России с 2012 года. Но тогда же стало понятно – чтобы повышать общий уровень квалификации выпускаемых молодых кадров, недостаточно готовить «штучных молодых мастеров» для участия в национальных и международных чемпионатах Ворлдскиллс. Подготовка должна быть массовой, и передовые технологии, передовой опыт должны зайти в каждое учреждение. В идеале СПО сегодня необходимо обеспечить некоторое опережение подготовки студентов в сравнении с реальным производством, то есть студент, выходя из техникума или колледжа, должен не просто владеть технологиями, которые есть сегодня, но и иметь «передовой запас» на 2-3 года вперёд.

– Сегодня много говорят о профессиональной мобильности, гибкости, о том, что невозможно выучиться профессии раз и на всю жизнь. Опять же названный вами «запас» рано или поздно закончится…

– А это другая цель демонстрационного экзамена – выпускник должен не просто владеть конкретной технологией, он должен понимать вариацию: как один и тот же продукт можно изготавливать с помощью разных технологий, в связи с их сменой понимать механизм обновления и встраиваться в изменяющиеся условия.

– Чем сдача демонстрационного экзамена отличается от прежних форм аттестации выпускников?

– В России федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) традиционно предусматривал прохождение практики и сдачу выпускной квалификационной работы. Сегодня время диктует другие условия, и работодатель очень придирчиво относится к тому контингенту, который набирает. Мы знаем, что на работу в большей мере берут людей, имеющих опыт, нежели студентов-выпускников. Проблема их трудоустройства существовала всегда, и сейчас она стоит достаточно остро.

Агентство развития навыков и профессий изучило опыт стран, участвующих в мировом движении WorldSkills, и определило способы внедрения в массовую практику инструментов повышения качества профессионального образования. В 2015 году в нескольких регионах страны стартовал «пилотный проект», и за два года был доработан механизм преобразований в СПО для всей России. С 2017 года началась его официальная апробация в профессиональных образовательных учреждениях по всей стране. Красноярский край начинал с демонстрационных экзаменов по 10 компетенциям. На сегодня их 77 из 225 возможных.

Демонстрационный экзамен, в первую очередь, проверяет практическую подготовку выпускника, которую он должен продемонстрировать экспертному сообществу, а не только показать уровень теоретической подготовки. Демонстрационный экзамен – это модельная ситуация, приближенная к производству, где выпускник должен показать свои навыки в условиях реальных технологических процессов.

– Но в чём выражается эта «приближённость к реалиям»? Какие критерии?

– На сегодняшний день практически во всех профессиях и специальностях по укрупнённым группам представлен формат демонстрационного экзамена с разработанными комплектами оценочной документации. Она включает техническое описание, технику безопасности, оснащение базы, на которой проходит экзамен (т.н. инфраструктурный лист), прописаны до мелочей расходные материалы, которые нужны для сдачи экзамена, система оценки, которая предполагает разноуровневый подход, и, собственно, сами задания.

Уровень сложности профессиональное образовательное учреждение может выбрать самостоятельно в зависимости от того, насколько эта компетенция представлена в их профессии или специальности. Дело в том, что есть группы профессий и специальностей, где компетенция полностью равна профессии. А есть группы, в которых компетенция – это некоторый «срез», через который можно посмотреть навыки по всей профессии. Т.е. это не равно профессии, это какая-то её часть, но, как правило, через эту часть можно понять уровень подготовки студента.

Допустим, обучение по специальности «повар-кондитер» - там предусмотрено несколько вариантов демонстрационного экзамена: можно сдать по поварскому делу, можно – по кондитерскому, там же, например, можно сдать по хлебопечению. Т.е. несколько компетенций, через которые можно посмотреть данное направление.

И есть компетенции – например, «дошкольное образование» - в которых «компетенция = профессия». То есть задание сделано таким образом, что сквозно видно всю профессию целиком.

– Демонстрационный экзамен – это универсальный «ключ» ко всем профессиям? Помните у Пушкина? «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань…»

– Демонстрационный экзамен по положениям и приказам конца 2022 года с 2023 году будут сдавать практически все выпускники профессиональных образовательных учреждений. Нет такого представления, что более передовая профессия подлежит демонстрационному экзамену, а выходящая через какое-то время в тираж демонстрационный экзамен не сдаёт. Сейчас во все государственные образовательные стандарты внесены изменения, где очень чётко показаны те профессии и специальности, которые обязаны будут сдавать демонстрационный экзамен при новом наборе. Т.е. студенты набора 2023 года все в обязательном порядке будут сдавать демонстрационный экзамен. Ну, или почти все…

Дело в том, что есть профессии и специальности, выпуск по которым прекратится в ближайшие 2-3 года. Понятно, что они обучались по другому стандарту, и здесь демонстрационный экзамен не заводится. Но таких профессий на самом деле немного.

И есть отрасли, которых демонстрационный экзамен пока никак не касается – например, медицинская отрасль или отрасль культуры. Это связано с тем, что, допустим, медицинские специальности и профессии, они очень сложные и ёмкие, и за один экзамен очень сложно охватить демонстрацию профессии. У них много образовательных модулей в процессе обучения. И пока нет единого понимания – они по каждому модулю должны сдавать демонстрационный экзамен по накопительной системе или это будет какой-то итоговый экзамен. Но, скорее всего, если опыт той схемы демонстрационного экзамена, которая запускается с 2023 года, будет достаточно успешен, то, вероятно, и в этих укрупнённых группах появится базовый уровень демонстрационного экзамена.

– Наталия Васильевна, мы с вами говорили в основном о критериях оценки и непосредственно сдаче демонстрационного экзамена. Но, во-первых, если это оценка практических навыков в условиях «максимально приближённых к рабочей реальности», где студент получит такие навыки? А во-вторых, и для сдачи самого экзамена необходимо обеспечить такие условия…

– Для этого перестраивается вся подготовка студента. Во-первых, по последнему слову техники и технологии оснащена материальная база в техникумах и колледжах, преподавательский состав обучен работать на этом оборудовании. По ряду групп профессий даже работодатель на сегодняшний день ещё не имеет такого оборудования, в этом смысле учреждение идёт на опережение, его задача – выпускать всех студентов уже с новыми навыками.

На сегодняшний день организация демонстрационного экзамена – это, во-первых, оснащение базы для учреждений СПО. У нас создана сетевая система взаимодействия, когда техникумы и колледжи, которые не имея базы, не просто сдают экзамен в мастерской другого учреждения схожего профиля, но и имеют возможность организовывать практику своих студентов на базе другого учреждения. Также сетевая связь есть между работодателем и профильным образовательным учреждением. Во-первых, это финансирование, во-вторых, это помещение. Дело в том, что некоторые виды технологического оборудования просто невозможно встроить в имеющиеся площади образовательного учреждения. Поэтому такие площадки-мастерские существуют, например, на базе работодателя или каких-то других учреждений, в том числе частных. Есть опыт таких договорённостей.

Первый шаг для учреждения при подготовке к внедрению демонстрационного экзамена – критически посмотреть на своё оснащение, чтобы обеспечить подготовку студентов, прохождение практики и сдачу самого экзамена. Потому что сдавать экзамен на оборудовании, которое ты никогда не видел и не практиковался на нём, невозможно. Мастерская должна регулярно, постоянно в течение всего образовательного процесса использоваться на благо подготовки студента. Экзамен – это конечный срез. Сдача демонстрационного экзамена ставит образовательное учреждение в условия, когда оно обязано регулярно проводить практику на оснащённых площадках и в мастерских.

– Вы также сказали, что преподаватели и мастера должны овладеть новыми навыками, новым оборудованием, чтобы потом учить студентов. Получается, демонстрационный экзамен – это в первую очередь экзамен для техникумов и колледжей (по оснащению) и их педагогических коллективов и только потом – для студентов?

– Совершенно верно. Системные изменения – это оснащение базы. Это работа с кадрами, потому что кадры действительно нужно переобучить. Чтобы получить свидетельство, большинство из экспертов (так называют преподавателей, которые участвуют в оценивании демонстрационного экзамена) должны сами демонстрировать эти навыки. Это люди в теме, которые точно понимают всё про эту компетенцию, про эту профессию, специальность, про её особенности.

Также системные изменения – это введение в оценивание экзамена работодателей. Работодатель всегда присутствовал на выпускных экзаменах, но чаще сидел в комиссии номинально и проверял, как правило, только теорию и выпускную квалификационную работу. На сегодняшний день его привлекают именно в качестве оценивающего эксперта, человека с производства, который может в режиме реального времени, изготовленный реальный продукт оценить под реальные запросы заказчика.

Это другой системный подход, с работодателями теперь приходится выстраивать работу по-другому, быть в очень тесной связи и относительно развития технологий, и относительно их оценивания, понимания, внедрения. Работодатель тоже должен понимать, как в новых условиях новое оборудование используется, и как этому обучают. Техникумы сейчас как раз перестраиваются на эту модель.

Что ещё можно отнести к системным изменениям? В работе с коллективом это, наверное, переосмысление «портрета выпускника», его образа – чем он должен владеть. На сегодняшний день ряд прогрессивных коллективов нашего края круглогодично проводят работу на осмысление. Когда появляется новое оборудование, оно влечёт за собой изменение и в самой отраслевой системе.

Возьмём сельское хозяйство. Прошлой весной я была в Шушенском, и мы разговаривали с руководителем учреждения о том, кого сейчас нужно готовить. Доярку, которая умеет руками доить корову? Эта профессия ещё есть, она никуда не ушла пока. Но кто эта доярка сегодня? Та, которая реально с ведром доит корову? Или это механизатор, который на автоматической дойке управляет технологическим процессом? И в том, и в другом случае это профессия «доярка», но навыки, которым обучают, разные.

Доярка, которая работает руками, должна всё знать про молоко, про корову, про технологию свёртывания молока и ещё чего-то – обширная категория знаний. Для неё необходимо обучение и зоологии, и биологии, большой объём знаний и практики.

Механизатору, который обслуживает доильный аппарат, по сути, объём знаний требуется меньший. Ей не нужны «глобальные» знания, её задача – разбираться в том, как работает автоматический доильный аппарат, какие кнопки нажать, что о чём свидетельствует – другой набор компетенций.

И в таком случае коллектив учреждения СПО должен вместе с работодателями, у которых есть хозяйства, которые берут студентов на практику, всё время договариваться, кого мы под той или иной профессией сегодня понимаем, кого мы готовим. Системные изменения затрагивают, в том числе, и смысловую сторону.

– Демонстрационный экзамен – это инструмент исключительно среднего профессионального образования?

– На сегодняшний день демонстрационный экзамен действительно в основном сдают в образовательных организациях, которые обучают по программам среднего профессионального образования. Но и в высшем образовании этот вопрос тоже прорабатывается. Есть пробы, когда в вузах сдают демонстрационный экзамен. Идеология демонстрационного экзамена начинает распространяться и на систему общего образования. Предполагается, что при аттестации педагогов школ и детских садов, руководителей этих учреждений и центров дополнительного образования тоже будет использоваться демонстрационный экзамен для выявления соответствия стандарту профессии. На сегодняшний день набирает силу идеология, что человек должен свои навыки показать не в выдуманных, а в реальных условиях с получением реального результата.

– Каков итог 5 лет внедрения демонстрационного экзамена в Красноярском крае?

– Нам есть чем гордиться. Более 90% учреждений, подведомственных министерству образования Красноярского края, однозначно находятся в этой технологии. На сегодняшний день к нам подключаются и учреждения высшего образования (7 примеров), есть частные и ведомственные. Потому что очевидна разница в подготовке студентов, прошедших демонстрационный экзамен, и сдающих по-старому.

Сама по себе технология демонстрационного экзамена уже прижилась и стала неотъемлемой частью системы профессионального образования. Когда мы говорим о системных изменениях, то помимо того, что уже перечислили, образовательные учреждения пересматривали свои образовательные программы, вносили в них изменения. Технологически во всех учреждениях демонстрационный экзамен стал частью образовательного процесса. У нас очень успешная практика формирования и обновления педагогических кадров, есть хорошая практика возвращения студентов-выпускников уже в качестве мастеров производственного обучения. Они готовят студентов на таком же высоком уровне, которого достигли сами.

У нас есть на сегодня 192 центра проведения демонстрационного экзамена. Это упакованная инфраструктура для того, чтобы студенты могли продемонстрировать, а преподаватели и работодатели могли дать независимую оценку квалификации выпускников. На их создание, благодаря правительству Красноярского края, были выделены бюджетные деньги. В результате учреждения СПО «приросли» новым оборудованием и расходными материалами.

Мы можем гордиться и тем, что достаточно большое количество наших подведомственных учреждений входят, в ФУМО (федеральные учебно-методические объединения) в команды разработчиков заданий для демонстрационного экзамена, в том числе для обновления ФГОС. Опыт коллег позволяет им на федеральном уровне участвовать в командах разработчиков.

В процессе работы у нас появился институт кураторов для координации действий с большим количеством образовательных учреждений региона. Мы понимали, что они рано или поздно зайдут в этот процесс, и с ними со всеми нужно работать. В каждом учреждении был выделен человек, который не просто отвечал за это взаимодействие и процессы организации, но впоследствии был наделён официальным функционалом. Благодаря нашей идее кураторы появились, в том числе, и на уровне всей страны, то есть через год после появления нашего опыта Агентство развития навыков и профессий тоже создало институт кураторов демонстрационного экзамена на территориях.

В Красноярском крае ежегодно примерно 17 тысяч студентов заканчивают обучение в профессиональных образовательных учреждениях. В 2022 году демонстрационный экзамен профильного уровня сдавали по желанию 5.903 выпускника. При этом, напомню, выпускники в таких отраслях как медицина, спорт, культура и ряд других вообще не сдают демонстрационный экзамен. Если их вычесть, то из тех, кто мог сдавать в 2022 году демонстрационный экзамен, это сделали почти 60% выпускников. Качество подготовки этих выпускников нас тоже радует. На уровне страны мы ни разу не выпадали из Топ-10. Баланс мы держим, и качество стабильно обеспечиваем с тенденцией к росту.

– Что дальше, в 2023-м?

– В наступившем году в связи с окончательной массовизацией демонстрационного экзамена сдавать его будут практически все выпускники учреждений СПО за исключением ряда специальностей, о которых я уже говорила.

Профессии существуют разные, и не все из них могут выходить на высокотехнологичное производство и соответственное оснащение базы. Поэтому демонстрационный экзамен будет иметь три уровня: базовый, профильный и уровень профессионалитета. Для обычных выпускников СПО – базовый и профильный уровни. Всё, что мы внедряли 5 лет – это профильный уровень, некая «надстройка». Это чуть больше, чем просто получить профессию. Предполагается, что этот профильный демонстрационный экзамен студенты будут сдавать по выбору, при желании проверить свой уровень квалификации.

Базовый же уровень будут обязаны сдавать все. Он не будет превышать требования ФГОС. Например, положено выпускнику по ФГОС сделать три шва сварочным аппаратом, столько он обязан сделать и на демонстрационном экзамене базового уровня. В профильном же уровне добавляются дополнительные компетенции, которыми должен владеть сварщик.

Образовательные учреждения, где хорошо оснащены базы, оптимизирован образовательный процесс, выстроены тесные связи с работодателями и есть опыт реализации новых образовательных программ, они в приоритете будут сдавать профильный уровень. Базовый уровень немного упрощён для тех учреждений, которые по ряду причин пока не могут использовать высокотехнологичное оборудование. Это касается, в частности, образовательных учреждений на севере края, куда очень сложно завозить оборудование и расходные материалы.

В 2023 году демонстрационный экзамен будут сдавать 9.870 выпускников, из них базовый – 3.500 и 6.370 (65%) – профильный. На сегодняшний день мы можем констатировать, что механизм демонстрационного экзамена прочно вошёл в жизнь и уже является нормой жизни, а не какой-то «надстройкой». Этот механизм работает в Красноярском крае достаточно слажено, благодаря институту кураторов, связке с региональным министерством образования и со всеми, кто к этому причастен. Следующий ориентир – усиление связи с работодателями для того, чтобы наши выпускники шли именно в ту отрасль, на которую отучились. То есть мы добились качества выпускаемых молодых кадров, теперь это качество должно гарантировано дойти до производства.

В Красноярском крае откроется Центр опережающей профессиональной подготовки

Красноярский край станет одним из 15 субъектов Российской Федерации, в которых появятся Центры опережающей профессиональной подготовки. Такие Центры – новая региональная структура, созданная для решения кадрового вопроса и подготовки специалистов новой формации. В Центре все желающие смогут в короткие сроки освоить востребованную и перспективную профессию.

Центр опережающей профессиональной подготовки откроется в Красноярске на базе Красноярского технологического техникума пищевой промышленности. К 1 сентября 2023 года здесь появятся современные учебные пространства, приспособленные для организации проектной деятельности: встреч, обсуждений, презентаций, лекций, профориентационных мероприятий. Команда ЦОПП будет сформирована из методистов, специалистов по работе с большими данными (CDO), аналитиков.

Центр будет оснащён современным VR/AR-оборудованием, программными комплексами виртуальной реальности и т.д., которые обеспечат проведение профориентационных мероприятий и профессиональных проб.

Для информационного обеспечения деятельности ЦОПП разрабатывается цифровая платформа, которая обеспечит взаимодействие участников профподготовки: граждан РФ, образовательных организаций и работодателей, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. Записаться на профобучение и договориться о консультации можно будет удалённо.

Для работодателя в Центре подберут максимально удобную и эффективную форму подготовки кадров. Сотрудники могут обучаться как с отрывом от производства, так без отрыва, очно или дистанционно. Помимо обучения работников предприятий Центр планирует проводить профориентационные мероприятия для школьников, чтобы увлечь ребят интересными и востребованными профессиями.

В ЦОПП смогут обращаться любые работодатели и граждане в возрасте от 12 до 65 лет, желающие освоить востребованные профессиональные навыки или получить консультацию по построению карьерной траектории.

С 23 января стартует повышение квалификации для педагогов ПОУ о предотвращении суицида в студенческой среде

Центр развития профессионального образования запускает программу обучения для педагогов техникумов и колледжей «Профилактика суицидального поведения студентов ПОУ». Курс направлен на повышение осведомленности о проблеме подростковых самоубийств, формирование навыка выявления признаков суицидального поведения и предотвращения его.

Проблема аутоагрессивного поведения и самоубийств среди молодых людей остается одной из наиболее острых социальных проблем сегодня. По данным Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в течение 2022 года на горячую линию Детского телефона доверия поступило 8481 обращение от детей и подростков и 1264 обращения от родителей несовершеннолетних детей по вопросу суицидального поведения.

Для педагогов очень важно уметь распознавать тревожные сигналы в поведении обучающихся и предотвращать возможные последствия. В ходе обучения слушателям расскажут про особенности суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте, психологию суицидентов, методические подходы к организации и проведению мероприятий, связанных с профилактикой суицидального поведения среди студентов ПОУ.

Программа курса основана на интеграции психологических знаний, методологии педагогики профессионального образования и технологиях образовательной практики, ориентированных на новые тенденции в российском образовании.

По окончании обучения слушатели будут знать:

  • соответствующую терминологию;
  • основные потенциальные риски формирования суицидального поведения у студентов ПОУ;
  • основные законодательные и нормативные документы РФ в области профилактики суицидального поведения студентов ПОУ;
  • технологии, эффективные методы и приемы профилактики суицидального поведения среди студентов ПОУ.

Объем программы 36 часов.

Курс ведет Марина Анатольевна Малиновская, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, медицинский психолог высшей квалификационной категории, гештальт-терапевт, тренер-ассистент регионального представительства Международной академии гештальта (г. Москва), член экспертного совета Института развития образования Академии социального управления (г. Москва).

Для получения подробной информации обращаться в отдел дополнительного профессионального образования Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Год педагога и наставника в Красноярском крае: основные события

2023 год указом президента России объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагога, популяризация и повышение престижа профессии. В конце прошлого года стали известны некоторые ключевые всероссийские события: большая учительская неделя, форум классных руководителей, праздничный концерт в Кремле.

В Красноярском крае тоже запланированы события в честь Года педагога и наставника. В прикрепленном файле план мероприятий, разработанный министерством образования края, а мы предлагаем обзор событий, посвященных главной теме года, которые охватывают систему среднего профессионального образования.

Торжественное открытие Года педагога и наставника в крае состоится в феврале в рамках XV Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования».

В феврале стартует региональный этап конкурса «Мастер года», во время проведения которого педагоги смогут поучаствовать в работе Школы профессионального мастерства. Откроется прием заявок на краевой конкурс лучших практик наставничества. Итоги конкурса подведут осенью к началу работы V краевого форума «PRO наставничество». Также в феврале состоится всероссийская конференция «Современная дидактика».

В апреле в новом формате пройдет Региональный чемпионат профессионального мастерства «Профессионалы». В рамках деловой программы чемпионата запланирована площадка, посвященная обсуждению темы наставничества в системе среднего профессионального образования. Также апреле педагоги техникумов и колледжей обсудят актуальные вопросы профессионального образования края в рамках дискуссионной площадки на Всероссийской конференции «Практики развития».

В конце сентября стартует Неделя СПО, которая завершится 2 октября празднованием Дня среднего профессионального образования. Напомним, День СПО был официально утвержден в прошлом году. В День учителя работников образования наградят почетным краевым званием «Заслуженный педагог Красноярского края». Состоится чествование победителей конкурсного отбора на присуждение государственных премий Красноярского края в сфере профессионального образования, где педагогам вручат удостоверения и памятные знаки.

В системе среднего профессионального образования края занято 4 728 педагогических работников, в том числе 3 869 преподавателей и 859 мастеров производственного обучения. Педагоги не только передают знания студентам, они выступают в роли чуткого руководителя и заботливого наставника. Сегодня наставничество в СПО – эффективный инструмент формирования будущего профессионала.

Более 75% участников проекта «Содействие занятости» нашли новую работу в 2022 году

Красноярский край отмечен благодарностью Агентства развития навыков и профессий за высокий профессионализм и весомый вклад в реализацию проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». По итогам 2022 года 1829 жителей края прошли профессиональную подготовку по коротким образовательным программам. Регион выполнил все ключевые показатели проекта и увеличил сеть образовательных центров.
«В Красноярском крае за год по программам проекта обучились почти 2 тысячи человек. Показатель занятых граждан после обучения высокий, более 75%», – рассказала руководитель Центра опережающей профессиональной подготовки Красноярского края Анна Бояркина.
Самыми результативными центрами обучения в рамках проекта «Содействие занятости» в 2022 году были признаны:

Центры показали высокие результаты не только по количеству обученных, но и по количеству граждан, устроившихся на работу после обучения.
«Все центры, а их у нас более 50, со всей ответственностью подходят к организации обучения, выполняя показатели проекта. Именно их слаженная работа помогает нам уже два года удерживать лидерские позиции в России по реализации проекта, а участникам выстраивать новую карьерную траекторию, находить себя в профессии, начинать свое дело и увеличивать свои доходы. Очень важной и значимой при реализации проекта для нас была поддержка Агентства труда и занятости населения Красноярского края. Без их активной позиции и помощи выполнить показатели было бы очень сложно», отметила заместитель министра образования края Ольга Никитина.
В конце 2022 года в крае сеть центров обучения по проекту «Содействие занятости» была расширена: Красноярский медицинский колледж прошёл предварительный квалификационный отбор. В перспективе это позволит сократить время обучения младшего медицинского персонала. Также к проекту присоединился Красноярский колледж олимпийского резерва. Там будут готовить инструкторов по физической культуре и спорту и фитнес-тренеров. Помимо этого, в 2023 у жителей края появится возможность пройти обучение по новой компетенция «Фотография», которую будет реализовывать бизнес-школа «Инопроф». Новые компетенции также откроются и в IT-сфере. На базе Красноярского колледжа радиоэлектроники и информационных технологий можно будет пройти обучение по компетенциям «Виртуальная и дополненная реальность» и «Блокчейн технологии».

В этом году старт проекта запланирован на первый квартал. Все заинтересованные могут ознакомиться с информацией о проекте на сайте «Работа в России».

Источник: официальный сайт Министерства образования Красноярского края

Педагоги и студенты ссузов Красноярского края обсудят участие в молодежных движениях, проектах и конкурсах

13 января в онлайн-формате пройдет вебинар, в котором примут участие директора, педагоги и студенты колледжей и техникумов Красноярского края. Центральной темой дискуссии станет участие студентов системы СПО края в Российском движении детей и молодежи «Движение первых», проектах площадки «Россия – страна возможностей» и флагманских конкурсах.

«Движение первых» сейчас активно развивается в России, в том числе в Красноярском крае. Создатели движения планируют открыть отделения на базе каждого колледжа и техникума края. Руководитель регионального отделения Российского движения детей и молодежи Красноярского края Евгений Свиридов выступит с сообщением о миссии, целях и задачах движения, а также расскажет о флагманском конкурсе «Большая перемена», который помогает студентам СПО раскрыть творческий потенциал, разработать и реализовать собственный проект. Впечатлениям об участии в конкурсе поделятся студенты Енисейского педагогического колледжа и Канского технологического колледжа.

Директор Центра молодежных инициатив «Форум» Никита Лукиянчук расскажет о возможности участия студентов СПО Красноярского края в конкурсе «Росмолодежь. Гранты» и Российской национальной премии «Студент года».

Ссылка для участия в вебинаре https://b91460.vr.mirapolis.ru/mira/miravr/1979644405

Татьяна Алексеева: «Наставничество – это такая надпрофессиональная категория»

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В декабре в Красноярске прошёл IV краевой форум «PRO наставничество 2022: становление института наставничества в системе образования Красноярского края. Один из организаторов и экспертов форума, директор Красноярского педагогического колледжа №1 имени Максима Горького Татьяна Алексеева рассказала корреспонденту «1-LINE» о развитии института наставничества в нашей стране.

– Татьяна Александровна, в очном и онлайн форматах в форуме приняли участие более 600 человек: представители Новосибирской, Иркутской областей, Республики Хакасия, Москвы и Санкт-Петербурга, министерства образования Красноярского края… Кто все эти люди? Я вижу среди них даже представителей научных учреждений федерального уровня! А у меня при слове «наставник» в памяти возникает пожилой рабочий «Сибтяжмаша», который на практике от учебно-производственного комбината учил меня 16-летнего школьника работать на токарном станке… А каков современный наставник?

– Время изменилось кардинально! В ваших воспоминаниях – наставник из индустриальной эпохи. Сейчас время нового технологического уклада, именуемое постиндустриальным. Понимание роли наставничества также трансформировалось. Но сущность вида деятельности наставника осталась – это сопровождение.

Поле деятельности наставника достаточно широкое: от профессионального до социального. Остро турбулентная среда задаёт сегодня тренд на персонализированные подходы в наставничестве, поэтому так важна сегодня позиция «на равных». Как показывает практика, при помощи наставничества можно решать самые разные задачи: это и закрепление молодых специалистов, и профессиональное развитие, и продуктивная коммуникация и т.д. Всё зависит от того, какую цель для себя формулирует сам наставляемый.

В современном запросе к наставнической деятельности мы видим способность действовать не только в условиях производственных, но и умение выходить за рамки профессиональных (жестких) компетенций. Сейчас от наставника требуются серьёзные мягкие навыки (софт-скиллы), связанные с тем, чтобы, находясь на уровне своего мастерства и ничуть не роняя, не понижая его, суметь тем не менее с этого «подиума», с этого «олимпа» сойти и в человеческом межличностном общении встать на один уровень со своим наставляемым. Сегодня это очень важно. Услышать, почувствовать, понять и проанализировать потребность самого наставляемого – это высокое наставническое мастерство. Оно распространяется и на тех наставников, которые на производстве, и на тех наставников, которые находятся в социальной сфере, или сопровождают наставляемого вне профессиональной деятельности.

– На обывательском уровне слова «наставничество», «наставник» зачастую воспринимаются как «привет из далёкого советского прошлого» полной занятости в экономике и дефицита кадров. В современных условиях кадровый рынок – это во многих отраслях «рынок покупателя труда», а не рынок «продавца». Зачем потенциальному наставнику растить себе конкурента?

– Это деятельность достаточно сложная, многоаспектная, многослойная и неоднозначная, потому что требования к наставнику сегодня обусловлены и высоким уровнем неопределённости, и высоким запросом на развитие человеческого потенциала. Поэтому, когда мы говорим о производственном наставничестве, тезис «Не боится ли мастер отдать своё мастерство в руки того, кого он наставляет?» неуместен. Потому что сейчас мы все говорим о том, как вырастить человеческий потенциал, как его развить, как его соотнести, синхронизировать с экономическими и социальными потребностями, например, нашего региона, в том числе при помощи инструмента наставничества.

–  «Если вы что-то не можете объяснить 6-летнему ребенку, вы сами этого не понимаете», – писал Альберт Эйнштейн. Но на самом деле даже хороший учёный – не всегда хороший учитель, наставник…

– На наш взгляд, наставничество – это такая НАДпрофессиональная категория, квалификационный уровень любого профессионала, который «технически» способен осуществлять эту деятельность. Потому что у хорошего специалиста есть мастерство самого высокого класса и есть компетенции при помощи этого мастерства, в том числе, осуществлять сопровождение наставляемого.

Но, отвечая на вопрос «кто может быть наставником?», мне нравится тезис, что каждый специалист МОЖЕТ быть наставником, но далеко не каждый специалист СПОСОБЕН наставническую деятельность осуществлять. Большую роль здесь играет и то, что у наставника должно быть желание эту деятельность осуществлять. Мы знаем очень много примеров, когда есть такие составляющие наставнической деятельности как мастерство, обученность наставническим техникам, способам, методам, но желания у человека нет. И тогда совершенно точно реализовать в полной мере наставническую программу не получится.

Источник: 1line.info

Итоги года 2022

Подходит к концу 2022 год, ставший значимым для системы среднего профессионального образования. Давайте вместе подведем итоги и вспомним самые яркие и важные события уходящего года.

Стартовал проект «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования на основе моделей колледжа креативных индустрий», инициированный Институтом развития профессионального образования. Цель проекта – включить в систему СПО востребованные работодателями и обучающимися образовательные программы, направленные на приобретение компетенций, навыков и квалификаций в сфере творческих индустрий. От Красноярского края к участию в проекте был допущен Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства. Результатом участия в конкурсе стало включение в образовательную программу новых креативных направлений: реклама и маркетинг, разработка компьютерных игр, медиа-дизайн, анимация, подготовка фото- видеоконтента, музыка, звукорежиссура и саунд дизайн. Участие Красноярского края в Российской Креативной неделе подтверждает актуальность и активное развитие креативных индустрий в нашем регионе.

В России Указом Президента утвердили День среднего профессионального образования. Ежегодно он будет отмечаться 2 октября.

Состоялся финал Х Национального чемпионата «Молодые профессионалы». Красноярский край в медальном зачете занял 7 место в рейтинге регионов. В общем зачёте у нашей команды 51 награда. В финале V Национального чемпионата «Навыки мудрых» команда Красноярского края завоевала 4 бронзовые медали и 4 медальона за профессионализм.

На протяжении 5 лет в Красноярском крае выпускники колледжей и техникумов в качестве итоговой аттестации сдают демонстрационный экзамен. В 2022 году экзамен сдали 5883 студентов из 67 колледжей и техникумов по 76 компетенциям, из них выпускные экзамены – 3488 студентов. Увеличилась численность выпускников, сдавших демонстрационный экзамен по сравнению с предыдущим годом: 2,74% (1246 человек) сдали в 2021 году и 5,59% (2563 человек) в 2022. Кроме того, в уходящем году было аккредитовано 192 центра проведения демонстрационного экзамена.

Стартовал федеральный проект «Профессионалитет», направленный на внедрение принципиально новой модели среднего профессионального образования. Проект реализуется через создание образовательно-производственных кластеров, интеграцию профессиональных образовательных учреждений и отраслевых предприятий. В Красноярском крае таких кластеров два: топливно-энергетический на базе Назаровского энергостроительного техникума и кластер цифрового земледелия на базе Уярского сельскохозяйственного техникума. Оба техникума будут модернизированы под ключ, будут построены новые учебно-производственные комплексы и разработаны новые интенсивные образовательные программы, ориентированные на потребности отраслевых рынков труда. 23 августа 2022 года в Красноярском крае прошла церемония подписания соглашения о партнерстве между Министерством образования Красноярского края, техникумами и отраслевыми предприятиями.

22 октября в Красноярском крае состоялся Единый день открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет». В этот день в техникумах и колледжах края прошли профориентационные мероприятия для учащихся 9-11 классов. В рамках Единого дня открытых дверей в онлайн-формате прошло открытое родительское собрание, которое провела министр образования Красноярского края Светлана Ивановна Маковская. Родители смогли задать министру интересующие их вопросы о проекте и в целом о среднем профессиональном образовании.

20 преподавателей и мастеров профобучения стали лауреатами Государственной премии Красноярского края в сфере профессионального образования. В июне этого года у преподавателей-кандидатов из техникумов и колледжей проходила защита своей деятельности перед конкурсной комиссией. Эксперты оценивали представление конкурсанта себя как специалиста и презентацию своей педагогической работы. В торжественной обстановке специалистам средних профессиональных образовательных организаций вручили удостоверения лауреатов и памятные знаки.

Начал работу профориентационный проект «Открытые мастерские», который дает возможность подросткам посетить пробные мастер-классы по разным компетенциям на базе краевых колледжей и техникумов. Старшеклассники могут на практике познакомиться с разными профессиями и определиться с профессиональными интересами.

Колледжи и техникумы Красноярского края активно участвуют во всероссийской акции #МыВместе. Студенты и педагоги регулярно собирают и отправляют гуманитарную помощь, своими руками шьют теплые вещи, изготавливают снаряжение и пишут солдатам письма со словами поддержки. Ребята говорят, что продолжат помогать нашим бойцам, пока не закончится специальная военная операция.

Грядущий 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Президент Владимир Путин подписал соответствующий указ, в котором говорится, что это сделано «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, ключевыми событиями Года будут его торжественное открытие в январе, большая учительская неделя и форум классных руководителей. В Красноярском крае запланирован ряд мероприятий и акций, направленных на популяризацию и поддержку деятельности педагога и наставника в системе СПО.

Немного цифр о системе среднего профессионального образования Красноярского края. Программы СПО реализуют 89 учреждений края. Более 71 тысячи студентов обучаются сейчас по 207 специальностям и профессиям. В 2022 году 15763 студента колледжей и техникумов края получили дипломы о среднем профессиональном образовании.

2022 год был интересным и насыщенным для системы образования. Вместе с вами мы проделали большую и важную работу. Желаем вам не останавливаться на достигнутом и встретить грядущий год с новыми силами для новых свершений и открытий. С наступающим Новым годом!

Итоги_года2022

В Красноярском крае педагоги профобразования прошли стажировку в рамках проекта "Профессионалитет"

Канский политехнический колледж и Уярский сельскохозяйственный техникум стали площадками для стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения из разных городов Сибири. Обучение проводилось в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет». Важная часть проекта – переподготовка педагогического состава, направленная на освоение компетенций и получение производственных навыков в лучших мастерских России.

Педагоги техникумов и колледжей из Томской, Иркутской и Кемеровской области стажировались в Канском политехническом колледже по компетенции «Промышленная автоматика». В Уярском сельскохозяйственном техникуме проходило обучение по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин».

Стажеры узнали о лучших практиках работы на современном оборудовании, познакомились с правилами техники безопасности и с практикой цифровой трансформации производственной деятельности в образовательном процессе.

Итогом стажировки станут доработанные в учреждениях среднего профессионального образования Сибири программы профильных дисциплин с учётом опыта работы других регионов и мировых тенденций.

Колледжи и техникумы Красноярского края стали лидерами в конкурсе «Лучшие образовательные модели реализации общеобразовательной подготовки»

Конкурс проводился Институтом развития профессионального образования в рамках реализации федерального проекта «Современная школа». Конкурс прошел среди федеральных пилотных площадок (ФПП), созданных в учреждениях среднего профессионального образования. Цель ФПП - апробация инновационных идей по актуальным направлениям развития региональной системы образования

В Красноярском крае статус ФПП был присвоен 11 колледжам и техникумам. Выбранные учреждения занимались разработкой методических продуктов по 8 обязательным общеобразовательным дисциплинам с учётом профессиональной направленности.

Все разработанные преподавателями материалы проходили экспертное оценивание на уровне края и страны в рамках конкурса развития профобразования. Конкурс проходил по двум направлениям:

  • отбор лучших образовательных моделей общеобразовательной подготовки по укрупненной группе профессий, специальностей;
  • отбор лучших образовательных моделей общеобразовательной подготовки по образовательной дисциплине.

В первом направлении дипломом I степени отметили Красноярский индустриально-металлургический техникум. Диплом II степени получили Канский политехнический колледж и Красноярский техникум транспорта и сервиса.
Диплом III степени получили 8 образовательных учреждений:

В направлении по образовательной дисциплине лидерами стали трое преподавателей из Красноярского края. Диплом I степени получила Сахарова Ирина Васильевна из Техникума индустрии гостеприимства и сервиса за дисциплину «Астрономия».

Второе место с дисциплиной «Математика» заняла Постникова Любовь Викторовна из Красноярского техникума транспорта и сервиса. Диплом III получили педагоги Кузин Павел Евгеньевич и Русакова Татьяна Александровна из Красноярского индустриально-металлургического техникума по дисциплине — «История».

«Благодаря этому конкурсу мы смогли увидеть, какие талантливые и ответственные педагоги работает в наших колледжах и техникумах. Экспертами отмечается, что, в основном, представленные материалы уникальны. Поздравляем всех участников конкурса «Лучшие образовательные модели реализации общеобразовательной подготовки»!», — сказала директор Центра развития профессионального образования Лидия Иванова.

С работами победителей вы можете ознакомиться на официальном сайте Института развития профессионального образования https://firpo.ru.

Эксперты в области образования обсудят лучшие кейсы применения цифровых образовательных технологий

22 декабря в онлайн-формате пройдет Всероссийский форум успешных цифровых практик в образовании. Форум станет открытым пространством для обобщения и обмена успешными практиками применения цифровых технологий в образовательном процессе.

Организаторами форума выступят компания «Мобильное электронное образование» совместно с Университетом «Иннополис» и Федеральным проектом «Цифровая Россия», запущенным партией «Единая Россия».

В секции, посвященной среднему профессиональному образованию, представители российских колледжей и техникумов обсудят несколько актуальных тем, связанных с использованием цифровых ресурсов при реализации программ среднего профессионального образования:

• профориентационные мероприятия в онлайн-формате;
• формирование цифровых компетенций будущих педагогов;
• использование возможностей цифровых платформ для организации самостоятельной работы.

Эксперты трека СПО – Сизикова Валерия Викторовна, директор по профессиональному образованию МЭО, доктор педагогических наук, профессор и Блинов Владимир Игоревич, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций РАНХиГС, доктор педагогических наук, профессор.

Регистрация на форум и программа доступны по ссылке: https://ipk.mob-edu.ru/forum

В Красноярске состоялся четвертый краевой форум «PRO наставничество»

На базе Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького 12 и 13 декабря проходил форум «PRO наставничество: становление института наставничества в системе образования Красноярского края». Учредителем форума выступило министерство образования Красноярского края. Центр развития профессионального образования стал соорганизатором дискуссионных площадок.

На открытии форума с приветственным словом выступил заместитель министра образования Красноярского края Константин Масюлис, а также прошла церемония награждения победителей и призеров регионального конкурса «Лучшие практики наставничества 2022 года». В направлении «Наставничество в среднем профессиональном образовании» победителями стали:

3 место: Енисейский педагогический колледж;
2 место: Красноярский индустриально-металлургический техникум;
1 место: Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства.

В рамках форума были организованы презентационные площадки по номинациям, на которых наставники и представители образовательных организаций, методических служб, бизнес-сообщества обсудили лучшие практики в области наставничества.

Работу дискуссионной площадки «Наставничество обучающихся в профессиональных образовательных организациях» модерировали директор Центра развития профессионального образования Лидия Иванова и заместитель директора Елена Шевчук.

Наталья Рудаковская, педагог-организатор Енисейского педагогического колледжа, рассказала об успешной реализации проекта адаптации студентов-первокурсников в индивидуальном и групповом формате. Анжелика Зыкова, заведующая отделением Красноярского индустриально-металлургического техникума, представила промежуточные итоги по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и успешному включению их в полноценную трудовую деятельность в качестве работников зеленого хозяйства. Наталья Сметанина, преподаватель Красноярского колледжа отраслевых технологий и предпринимательства, рассказала об опыте наставничества для студентов с целью воспитания у них предприимчивости и инновационности. Результатом работы наставника стало участие ребят в конкурсе социального предпринимательства «Добрые сердца».

На пленарном заседании участники форума заслушали доклады известных экспертов в области образования российского уровня. С сообщением на тему «Подлинное и мнимое наставничество: роль организационного формата, педагогических практик и личных характеристик» выступили Павел Сорокин, кандидат социологических наук, доцент, заведующий лабораторией исследований человеческого капитала и образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва) и Юлия Корешникова, доцент, научный сотрудник лаборатории непрерывного образования взрослых Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва). Эксперты рассказали о роли человеческого капитала для образовательной политики, перспективности наставничества для развития образования, самостоятельности наставляемого как одной из основных целей наставничества и критериях среды, в которой может раскрыться потенциал наставляемого.

Анастасия Белолуцкая, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ (г. Москва) рассказала о том, как именно наставничество способствует повышению качества образования, перечислила возможные риски и сформулировала шесть задач, которые нужно решить для развития института наставничества.

После выступления экспертов были организованы дискуссионные площадки для обмена мнениями. На площадке «Практики наставничества в системе среднего профессионального образования» главной темой обсуждения стала возможность развития наставничества в Красноярском крае на основе внедрения практики организации и проведения чемпионатов профессионального мастерства «Молодые профессионалы».

Второй день форума начался с работы дискуссионных площадок по теме «Перспективы института наставничества в Красноярском крае: ориентиры, приоритеты и способы капитализации практик». На площадке «Ключевые направления деятельности техникумов и колледжей по развитию наставничества» Марина Пузенко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Назаровского аграрного техникума им. А. Ф. Вепрева, рассказала о том, как в техникуме реализована наставническая деятельность. Наставники помогают с профессиональным самоопределением детям, оставшимся без попечения родителей, и адаптируют их к профессиональной деятельности. Участники дискуссии также обсудили, чем наставник отличается от педагога, как регламентируется деятельность наставника и при каких условиях появляется наставничество.

По результатам форума будет разработана программа развития института наставничества в учреждениях среднего профессионального образования совместно с Региональным центром наставничества.

 

В Красноярске обсудят перспективы развития кадрового обеспечения лесной отрасли

7 и 8 декабря состоится территориально-отраслевой форсайт «Перспективы и механизмы обновления системы кадрового обеспечения функционирования и развития лесной отрасли Красноярского края». Организаторами выступили Центр развития профессионального образования и Сибирский федеральный университет при поддержке министерства образования Красноярского края.

Представители министерств, институтов развития, профессиональных образовательных организаций и работодатели обсудят несколько актуальных для лесной промышленности тем:

  • Инвестиционные перспективы технологического развития лесной отрасли
  • Синхронизация подготовки кадров и потребности экономики региона: ситуация, перспективы
  • Инфраструктура кадрового обеспечения предприятий лесной отрасли: основные элементы, перспективы

По результатам форсайт-сессии будут сформулированы предложения о совместной деятельности профессиональных образовательных учреждений и работодателей по созданию системы кадрового обеспечения интенсивно развивающейся лесной отрасли.

#МыВместе: Студенты техникумов и колледжей Красноярского края помогают мобилизованным

Всероссийская акция взаимопомощи «Мы вместе» объединила десятки тысяч волонтеров по всей России. Люди разных возрастов и профессий помогают мобилизованным и добровольно поступившим на службу согражданам, а также их семьям. Жители Красноярского края не остались в стороне и тоже приняли активное участие в сборе помощи тем, кто сейчас она особенно нужна. Среди волонтеров оказалось много студентов и педагогов профессиональных образовательных учреждений.

Важная часть волонтерской работы – сбор гуманитарной помощи, включающей в себя предметы первой необходимости, продукты долгого хранения, средства личной гигиены, теплые вещи, детское питание и игрушки, медикаменты и прочее. Во многих техникумах и колледжах Красноярского края были организованы пункты сбора гуманитарной помощи для отправки на фронт. Волонтеры Красноярского индустриально-металлургического техникума, Уярского сельскохозяйственного техникума, Красноярского аграрного техникума, Красноярского техникума сварочных технологий и энергетики, Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства, Енисейского педагогического колледжа, Приангарского политехнического техникума, Красноярского техникума транспорта и сервиса, Красноярского колледжа отраслевых технологий и предпринимательства, Ачинского техникума нефти и газа, Балахтинского аграрного техникума, Красноярского педагогического колледжа №2, Минусинского педагогического колледжа, Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса, Сосновоборского механико-технологического техникума в организованных штабах принимали, сортировали, упаковывали и готовили к отправке помощь от всех желающих. Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства и Енисейский многопрофильный техникум приняли участие во всероссийской акции «Дети – детям», целью которой был сбор книг для детей Луганской и Донецкой республик.

В мастерских некоторых профессиональных образовательных учреждениях открылось производство военного обмундирования. Так, будущие портные из Ачинского торгово-экономического техникума шили бельевые изделия для участников спецоперации. В Лесосибирском технологическом техникуме и Енисейском многопрофильном техникуме тоже запустили швейное производство. Студенты и педагоги шьют для солдат балаклавы, дорожные подушки-подголовники, туристические сиденья, теплые трико.

Волонтеры Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства присоединились к движению «Золотые руки Ангела», которое помогает бойцам СВО и мирным жителям Донбасса. Студенты специальности Конструирование, моделирование и технология швейных изделий и мастера производственного обучения шили теплые вещи и спальные мешки, изготавливали многофункциональные бескаркасные носилки для военнослужащих.

Студентки Зеленогорского техникума промышленных технологий и сервиса шьют одежду и белье для участников специальной военной операции. В ближайшие дни швеи приступят к изготовлению зимних плащ-палаток, которые совсем скоро окажутся у наших защитников.

Студенты из Техникума индустрии гостеприимства и сервиса занялись изготовлением маскировочных сетей, которые передадут в зону СВО.

Красноярский многопрофильный техникум имени В.П. Астафьева запустил благотворительный проект «Кубики добра». Ребята своими руками изготовили игрушки из дерева, оставшегося после занятий столярным делом. Такие подарки экологичны и безопасны, отмечают создатели. В первую очередь поделки отправляют в Донецк и Луганск детям, оставшимся без попечения родителей.

Студенты Красноярского техникума социальных технологий собрали макулатуру, на вырученные деньги закупили одноразовую посуду и передали в центр сбора гуманитарной помощи беженцам Донбасса. Также ребята приняли участие во всероссийской акции «Мы рядом»: сварщики изготовили для бойцов СВО печки «Ракета» и саперные кошки, а швеи сшили теплые толстовки и разгрузочные жилеты.

Студенты поддерживают российских бойцов еще и добрыми словами. Учащиеся Назаровского энергостроительного техникума, Красноярского многопрофильного техникума имени В.П. Астафьева, Красноярского колледжа отраслевых технологий и предпринимательства, Канского педагогического колледжа написали письма солдатам со словами поддержки и пожеланием скорейшего возвращения.

В знак единения в непростое время и поддержки российских военных, участвующих сейчас в специальной военной операции, студенты колледжей и техникумов провели несколько мероприятий в пределах своих учебных заведений. В Шушенском сельскохозяйственном колледже, Техникуме индустрии гостеприимства и сервиса, Минусинском сельскохозяйственном колледже прошли поэтические марафоны, открытые уроки, выставки творческих работ студентов, тематические классные часы, флешмобы. Благодаря участию в мероприятиях ребята обсудили причины событий на Украине и цели спецоперации, больше узнали о текущей ситуации и героях-соотечественниках.

Студенты и педагоги колледжей и техникумов говорят, что продолжат помогать нашим бойцам, пока не закончится специальная военная операция. Ребятам нравится чувствовать причастность к важному делу, поэтому такая работа им только в радость. Значительная волонтерская деятельность, развернувшаяся в профессиональных образовательных учреждения, говорит о том, что наших солдат поддерживают, гордятся ими и очень ждут их возвращения домой.

Сбор помощи участникам специальной военной операции продолжается. Каждый может поддержать российских военнослужащих и их семьи. Пункты, принимающие помощь, открыты по всему Красноярскому краю. Узнать полный список адресов и перечень принимаемой помощи можно на официальном сайте волонтерского движения #МыВместе https://xn--b1agazb5ah1e.xn--p1ai/humanitarian


 

ПАРТНЕРЫ

АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Молодёжный центр "Новые имена" Краевая научная библиотека Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Фонд счастливые дети

Решаем вместе


Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?