Интеграция стандартов WorldSkills и массового среднего профессионального образования

27 июня проведён семинар «Интеграция стандартов WorldSkills и массового среднего профессионального образования».

Ведущий: Профессор Сибирского федерального университета А. М. Аронов.

Участвовали: сотрудники ЦРПО, руководство и педагоги техникума Индустрии, гостеприимства и сервиса.

Тема: обновление содержания и технологий среднего профессионального образования на основе квалификационных требований и заданий WorldSkills. Шаг первый проектирования: инвентаризация существующих контекстов и подходов.

Повод для проектного семинара: предполагаемый запуск экспериментальных групп студентов техникума, которые готовятся к будущим состязаниям WorldSkills.

Обозначены контексты, в которых формируется интерес к WorldSkills и как к системе состязаний в профессиональном мастерстве, и как движению.

Государство (и региональная власть): наиболее очевидный интерес — престиж (если WorldSkills рассматривается как своего рода спорт); предполагается, что косвенно внедрение стандартов WorldSkills повлияет на повышение квалификации выпускников и тем самым — на экономическое развитие.

Учреждения среднего профессионального образования: прямой интерес — усиление материальной базы, которая может быть использована для массовой подготовки. Косвенный интерес — повышение квалификации педагогического состава и обновление образовательных программ.

Возможные подходы:

1. WorldSkills как ресурс развития профессионального образования.

WorldSkills задаёт новый тип заданий, требующий от студента:

— концентрации, способности отвлечься и не делать лишних движений;

— планирования, выстраивания сложного действия, развёрнутого во времени, из уже освоенных трудовых операций;

— точного выполнения стандарта профессионального действия, с учётом возможного изменения условий практической задачи.

Независимо от того, выходит ли студент после подготовки по таким заданиям на соревнования, эта подготовка меняет его качество как будущего профессионала.

Открытым остаётся вопрос, насколько педагоги готовы выделять в своих заданиях и требованиях к студентам разные уровни подготовки, от освоения отдельных трудовых операций до овладения целостным, сложным, развёрнутым во времени профессиональным действием.

2. Профессиональное образование как ресурс движения WorldSkills.

Целью не является сама по себе подготовка чемпионов; целью является подготовка квалифицированных профессионалов, из которых можно готовить чемпионов.

Как проектный ход, может обсуждаться трёхступенчатая схема:

— общая подготовка с элементами заданий WorldSkills и с возможностью студентов соревноваться в профессиональном мастерстве;

— усиленная подготовка, в которую студенты включаются на основе открытой и прозрачной процедуры отбора, по готовности достигать результаты, превосходящие общий стандарт профессионального мастерства;

— подготовка потенциальных чемпионов, из прошедших усиленную подготовку, с возможностью индивидуального тренерского сопровождения и индивидуальных стажировок.

Наиболее проблемным сейчас является второй уровень и возможность организации реальной соревновательной ситуации на первом уровне.

Рассматривается простая аналогия: шахматы и школьная алгебра формируют сходный набор компетенций; но алгебра — это решение задач на оценку, а шахматы — это игра, в которой точно обозначены выигрыш и проигрыш. Можем ли мы выстроить нечто сходное в связи с WorldSkills?

Следующий семинар предполагается провести в начале сентября.

 С.В. Ермаков