Переход к новому формату инженерного образования обсудили на IV инновационном форуме

Перспективы и средства перехода к новым формам подготовки высококвалифицированных инженеров обсудили на IV Инновационном форуме в Железногорске. 

В рамках форума состоялся круглый стол на тему: «Инженерное образование — новый формат».

К обсуждению были представлены следующие вопросы:

  1. Каких компетенций не хватает инженерам – выпускникам вузов?
  2. Как инжиниринговые компании / подразделения корпораций решают проблемы с переподготовкой инженерных кадров (механизмы и инструменты)?

В настоящее время в Красноярском крае реализуется большое количество инвестиционных проектов, поэтому проблема подготовки инженеров является очень важной. «Эти факторы задают определенные требования к компетенциям кадров. Сегодня мы наблюдаем, что стирается грань между высшим и средним профессиональным образованием, между рабочими и специалистами. Становится понятно, что те профстандарты, которые долгое время являлись основополагающими, теряют свою актуальность и поэтому должны становиться более гибкими», — отметила заместитель министра образования и науки Красноярского края Ольга Никитина.

Для того, чтобы разработать модель профессионального образования, в крае делается ставка на высокотехнологичное производство. Так, например, система дуального образования, внедряемая в Красноярском крае, на первом этапе рассчитана на предприятия машиностроительной и ракетно-космической отрасли, хотя в будущем будет распространена на другие сферы экономики и производства.

Позицию работодателей представил заместитель директора по инжинирингу ОЦКС Госкорпорации «Росатом» Владимир Малахов. «Наша позиция в отношении выпускников достаточно конкретная. И не только наша. Если поговорить с директорами инжиниринговых компаний, то выяснится, что большинству из них бакалавры не нужны, как не нужны выпускники техникумов, а требуются люди сверхквалификаций, то есть это не 5–6 лет образования, а 7–8», — сказал он.

По словам Владимира Малахова, «Росатом» одновременно реализует порядка 300 инвестиционно-строительных проектов, в которых задействовано порядка 15 тысяч работников строительного комплекса. На каждый объект помимо непосредственно строителей требуются высококвалифицированные специалисты: пусконаладчики, тепломонтажники. «На сегодняшний день мы строим семь блоков. Еще порядка 15 до 2025 года появится за границей. Один такой объект — это 500–600 специалистов высшей квалификации. Чтобы реализовать все планы, нам потребуется порядка 10 000 высококвалифицированных работников. Подготовка кадров, на наш взгляд, должна быть перевернута на 180 градусов. Недоделанные инженеры никому не нужны. «Росатом» делает акцент на двух моментах, которые, на наш взгляд, поспособствуют повышению качества подготовки. Первое, что необходимо — это сделать высшее инженерное образование бесплатным, второе — обеспечить прямую тесную связь с работодателем в период обучения. По большому счету, дуальное образование сегодня является единственной системой, пригодной для подготовки кадров», — заявил Малахов. Госкорпорация совместно с Агентством стратегических инициатив разрабатывает отдельный проект по созданию системы дуального высшего образования. «Для этого нам надо решить ряд задач. Первая — двойной контракт, когда работодатель заключает договор с работником и одновременно в штатном расписании может появится рабочее место для так называемого учащегося сотрудника. При этом необходимо создавать такие условия, которые позволяют учиться дистанционно, но дуальное образование ни в коей мере не отменяет учебные часы, так как должен быть увеличен срок обучения», — заключил замдиректора.

Также участники круглого стола обсудили эффективность проведения конкурсов профмастерства для учащихся и для уже работающих специалистов. Отметим, что Красноярский край в 2013 году вошел в международное движение WorldSkills, которое позволяет определять уровень подготовки в соответствии с международными стандартами. 

«WorldSkills - это единая система оценки профсоревнований, которая дает возможность проводить любые конкурсы профессионального мастерства по одной методике. Абсолютно каждый может проводить соревнования, ориентируясь на мировую систему стандартов. Согласитесь, интересно получить объективные результаты оценки своего работника или студента и сравнить с квалификацией такого же человека, только обучающегося или работающего, например, на Тайване, или в США, в Южной Африке, где угодно», — прокомментировал технический делегат WorldSkills International в России Павел Черных.