С 80-летием системы профессионально-технического образования

  Горячее питание, новенькое обмундирование – 14-летние подростки 1930-х годов, которые шли учиться в фабрично-заводские ученичества, имели всё самое необходимое. Но несмотря на это, свои ФЗУ они люто ненавидели и называли «фазанками». Ещё бы, туда отправляли принудительно и за прогулы грозила уголовная ответственность.

  В таких непростых условиях зарождалась система профессионально-технического образования. Перед СССР стояли непростые задачи: сформировать трудовые резервы и отправить за станки как можно больше рабочих.

  В 40-е гг. сибирские города стали «центрами ФЗУ». Ведь в годы ВОВ сюда эвакуировали учреждения из других регионов. Они были призваны обучать кадры, которые смогут поднять оборонную промышленность страны.

  В этот период были проведены мероприятия по преобразованию профтехучилищ в училища с 3-4 летним сроком обучения, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием.

  Так, например, в Красноярском крае появилось то учебное заведение, которое сейчас мы знаем, как Красноярский техникум промышленного сервиса.

  Учреждения профессионально-технического образования всегда отвечали нуждам государства и сделали очень многое для подготовки квалифицированных рабочих кадров.

  Так, в 70-е годы в Восточной Сибири сформировалась высокая потребность в рабочих строительных профессиях. Поскольку по комсомольским призывам приезжало много молодежи, не имеющей специальности и получающей ее в вечерних профтехучилищах без отрыва от производства. Запросу государства отвечали Красноярский строительный техникум и то учебное заведение, которое мы сейчас знаем, как Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства.

 Наряду с решением серьезных производственных задач, руководители края выдвинули амбициозный замысел – ликвидировать разрыв между темпами роста производственной и культурной сфер. Нужно было сократить различия в культурном уровне населения европейской части страны и Сибири. Появилось патриотическое движение «Превратим Сибирь в край высокой культуры!», призванное ускоренными темпами создать мощный культурный комплекс.

Таким образом, за этот период в Красноярском крае сформировалась сеть разнопрофильных профессиональных учреждений. Это учреждения технического профиля, работающие на крупную промышленность, строительство, транспорт, энергетику, сельское хозяйство и художественного профиля, ориентированные на повышение культурного уровня населения, создание условий для закрепления трудовых ресурсов. Такой формат функционирования сети осуществлялся вплоть до начала 90-х годов.

1990-2000 годы – время становления новой государственности и рыночной экономики в стране. И эти реалии очень сильно отразились на системе СПО.

Было ликвидировано большинство предприятий, связанных с глубокой переработкой продукции (Красноярский телевизорный завод, фармацевтическое производство, и др.). В то же время сохранили и даже усилили свои позиции предприятия, обеспечивающие добычу и первичную переработку ресурсов. Этот сегмент промышленности прикрепился к мировым рынкам сырья и продуктов: ГМК «Норильский никель», ЗАО «Полюс», РУСАЛ и др.

Большая часть специалистов и работников ликвидированных предприятий ушли в сферу услуг, в оптовую и розничную торговлю. В эти годы сфера услуг кратно выросла и обошла по числу занятых промышленность и сельское хозяйство вместе взятые. Эти изменения на рынке труда отразились на системе СПО.

Были открыты новые направления: начали активно внедряться программы подготовки бухгалтеров, юристов, операторов ЭВМ, экономистов, менеджеров, секретарей и др. Таким образом, сформировавшаяся за этот период система СПО края характеризовалась большей открытостью и гибкостью к изменениям на рынке труда.

С 2000-х годов учреждения профессионально-технического начали готовить кадры для малого и среднего бизнеса, а также профессионалов для крупных транснациональных компаний (ОАО «НК «Роснефть», РУСАЛ, ГМК «Норильский никель»). Эти предприятия сформировали собственные подразделения, организующие и ведущие подготовку и переподготовку, необходимых им кадров по компетенциям, обеспечивающим конкурентные преимущества фирме. В то же время подготовку по массовым профессиям они делегировали государственным профессиональным образовательным учреждениям.

Также муниципалитеты явились заказчиками по направлениям подготовки, необходимым для местной экономики.

В настоящее время вследствие социально-экономических изменений, ликвидации ряда предприятий, модернизации производств произошли значительные перемены в потребностях, интересах экономических субъектов. Сейчас система СПО ориентирована на четыре основные группы экономических субъектов:

- крупные добывающие («Норникель») и перерабатывающие компании («Ачинский глиноземный комбинат» и др.);

- крупные высокотехнологичные производства (ИСС, Красмаш, ГХК);

- бюджетный сектор экономики края (федеральные, краевые и муниципальные организации);

- местная, локальная экономика (муниципалитеты, малый и средний бизнес)

Стоит особо отметить, что богатый опыт сотрудников системы СПО, инициативы, образовательные методики, способность чутко реагировать на потребности государства и динамику его развития позволили учреждениям системы СПО готовить участников национальных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). И год от года занимать призовые места.

Сейчас учиться в профессионально-технических образовательных учреждениях уже никто никого не заставляет, как в 40-е годы. Поступать в учреждения системы СПО стало престижно, потому что многие из них способны дать своим ученикам настоящую путевку в успешную жизнь!